Говоря об особенностях хозяйственной деятельности
жителей д. Зехнова, следует сказать, что, как и в большинстве деревень
Кенозерья, ее население издавна занималось охотой и рыболовством,
выращиванием пшеницы, ржи, ячменя, овса, льна, а также овощей. Ю.М.Критский в своем исследовании подробно рассматривает развитие промыслов и
сельского хозяйства в период с конца XIX столетия до середины 1930-х годов. Он указывает на то, что к
началу XX века крестьянские промыслы, в т.ч. рыболовный, кузнечный, гончарный,
пришли в упадок. В конце 1920-х - начале 1930-х годов в деревнях для
поддержки сельского хозяйства, в т.ч. огородничества, были созданы
колхозы.
Важное место среди занятий жителей Зехнова занимало и
занимает животноводство. В деревне в советское время был скотный двор, в
семьях держали коров, лошадей, овец. Кур не разводили. Полученные молочные
продукты продавали, как и излишки хлеба, на ярмарке в д.Погост (Вершинино). Важной статьей дохода жителей был и остается сбор ягод и
грибов. Издревле пряли овечью шерсть, вязали половики, ткали дорожки. Нити,
как шерстяные, так и льняные, предварительно красили покупными или
природными красителями, например рыболовные сети красили корой ольхи.
Некоторые жительницы Зехнова до сих пор вяжут лоскутные половики для своей
семьи, однако в силу преклонного возраста, а также из-за необходимости
постоянно заниматься подсобным хозяйством времени и сил на рукоделие у них
не остается. Еще в советское время изготовляли деревянные ушаты, ведра,
которые скупались у мастеров колхозом, плели берестяные «рубуши» (коробы
под муку), занимались выделкой овчины, кожи, валяли валенки. Разумеется, на
Кенозере с давних времен ставились рыболовные сети. Культура
рыбной ловли предусматривает наличие мастеров шить лодки, которые имеются и
сейчас, а плести разного типа сети умел каждый хозяин. Кроме того, гнали
известь, деготь (ими, как и смолой, торговали на Погосте). Важное место в жизни
зехновцев раньше занимала охота. Охотились на выдр, лосей, лис, медведей,
зайцев и пр. Таким образом, эта небольшая деревня, как и другие,
обеспечивала себя практически всем, что было необходимо для
жизнедеятельности населения.
Этнографические и исторические данные позволяют нам
представить строительные, хозяйственные, религиозные обряды, которыми были
отмечены наиболее важные для крестьянина события на весь календарный год.
Престольным и одновременно праздником деревни Зехнова был день Иоанна
Богослова (21 мая и 9 октября), отмечали Рождество, Масленицу, Пасху и пр.
![](sevan/ps64min.jpg) |
Общий вид д.Семеново. Фото О.Севан.
2006 г. |
Хозяйственная деятельность жителей деревни Семеново
не отличалась от занятий их соседей: занимались рыбной ловлей, охотой,
сельским хозяйством (сеяли рожь, выращивали овощи, держали овец, коров),
работали на лесозаготовках. Также гнули дуги, полозья для саней, вязали
дровни, делали кирпич для печей. В деревне была своя кузница. В советское
время была построена котельная.
Праздник Флора и Лавра (31 августа) был престольным,
поскольку здесь расположена часовня в их честь, в этот день приплывали
гости из окрестных деревень, «все знали, кто у кого остановится, чаще же
гости к ночи возвращались домой. Пекли рыбники, калитки, шаньги. Танцевали
кадриль, "портянку", пели частушки. Играли на балалайке, гармони. Вина много
не пили».
Пространственная среда деревень
Этот аспект заслуживает особенного рассмотрения в системе поселений
не только Кенозерского парка, но всего Русского Севера.
Сегодня д. Зехнова представляет собой смешанную систему
планировки, состоящей из нескольких частей, складывавшихся в разное время.
Их народные названия: Край, Деревня, Буева Гора,
Горюново, Заболотье. Каждая из них имеет в основном уличную планировку, где
дома главными фасадами повернуты в сторону озера и на
юг. Но это не относится к домам и усадьбам Края, где они поставлены по косогору параллельно улице. То же
самое можно сказать и о не существующих уже постройках основной части
Деревни. Сохранившиеся постройки стоят как и были на прежнем месте, в то время как
исчезнувшие стояли попарно своими фасадами «лицом к лицу», а боковыми - были
обращены к озеру. Крутой склон не позволяет представить, каким образом мог
быть поставлен дом перпендикулярно склону и спуску к воде.
Анализ центральной части Деревни представляет
особенности пространственного строя поселения и объясняет его уникальность.
Дома поставлены в «забежку», т.е. один дом выступал вперед по отношению
к другому, огибая холм (Буева Гора), на котором стоит часовня Иоанна
Богослова XVIII века. Только от срединного жилого сооружения начинается
выравнивание построек в один ряд. Кроме того, анализ видовых точек и осей
часовни - знакового культового сооружения - дает представление об ориентации
домов и их порядке в системе поселения. Главные фасады ориентированы по осям
часовни, а из окон большей части построек просматривается либо часовня на
фоне озера и леса, либо окружающий ландшафт.
Семеново в пространственном отношении значительно
меньше Зехнова. Эта деревня представляет собой архитектурно-пространственный
комплекс, расположенный на мысу южной части Кенозера, имеет замкнутую форму
планировки. Дома и усадьбы выстраиваются вокруг высокого холма, огибая его
с двух сторон, на котором поставлена часовня Флора и Лавра. Планировка была
подробно изучена архитектором Ю.С.Ушаковым, однако в его рисунках и
панорамах нарушен масштаб и размеры улиц. Повидимому, это было сделано
специально для демонстрации идей замкнутости пространства деревни. Реальная
же высота холма, вокруг которого выстраиваются усадьбы, не позволяла
архитектору продемонстрировать идею планировки поселения, поэтому холм как
бы срезан, и на него поставлена часовня. По нашим данным, в д.
Семеново в середине XX века было 14 крестьянских усадеб, двухэтажная школа
(перевезена в д. Вершинино), гумно, кузница, колхозная конюшня (разобрана в
1980-е гг.), склад, магазин, т.е. деревня была самодостаточна в своем
жизнеобеспечении, но, поскольку никакого развития не имела, то постепенно
стала вымирать. В настоящее время здесь проживают два человека.
Памятники архитектуры
Крестьянские усадьбы в д. Зехнова, как правило, состоят из дома-двора
прямоугольной формы или имеют в плане форму буквы «Т», что встречается в
основном только в западных районах Архангельской области. Помимо дома-двора
на усадьбах или в стороне от дома имеются бани, амбар, можно увидеть ледник
и иногда колодец. Кроме того, встречаются качели, на берегу озера сараи для
лодок, различные изгороди. Раньше д.Зехнова состояла из домов, имеющих
рудные избы (отапливаемые «по-черному») с глинобитными печами, но на
протяжении XX столетия они постепенно заменялись на печи для топки
«по-белому». Печи клали сами жители из кирпича-сырца, который делали из
местной глины в специальных формах и покрывали известью. Как правило, они
стоят на земле, без отдельного фундамента. Печи, потолки и стены внутри изб
протирали известью («шоркали»). Известь тоже гнали сами из белых камней в специальных
ямах в лесу в двух километрах от Зехнова. Избы отапливают дровами, главным
образом березой.
Жилая часть домов состоит, как правило, из
четырехстенных срубов, где по диагонали от печи располагается красный
угол (северо-восточная планировка), между основным помещением и кухней
(«бабий кут») имеется
переборка - филенчатый шкаф с
полками и с дверцами на две стороны. Порой он покрыт цветочной
росписью. На некоторых домах можно увидеть ставни, другие детали
(например,
вертлюжки -
детали, предотвращающие хлопанье ставен от ветра), простой резьбы
консоли, поддерживающие свесы кровель на главном фасаде с надписью,
указывающей время строительства или реконструкции постройки.
Жилые дома д. Зехнова относятся к концу XIX - первой
половине XX века, но они перестроены или перевезены из других деревень.
Сохранилась водяная мельница, отреставрированная сотрудниками
Кенозерского национального парка и работающая для демонстрации ее
туристам. Ранее в деревне имелись разные хозяйственные сооружения:
ветряные мельницы, кузница, овин, гумна, колодцы-воротом или с
черпаком. И по сей день здесь можно встретить различного типа изгороди,
ворота, качели.
Из имевшихся ранее 37 жилых домов на сегодня уцелело 20
построек разной степени сохранности. Два дома принадлежат парку, один из
них используется сегодня для жилья, а в будущем может служить
учебным и экспозиционным комплексом. В одном из домов возможна
организация гостиницы или выставочного пространства.