И.И.Шангина
доктор исторических наук,
гл. научный сотрудник Этнографического музея,
г.Санкт-Петербург

ПАМЯТНИКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
РУССКИХ КАРГОПОЛЬЯ И ПУДОЖЬЯ
В  СОБРАНИИ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
(Как и кем собиралась коллекция Этнографического музея в
С.-Петербурге)

В собрании Российского Этнографического музея, основанного в 1902 г. как Этнографический отдел Русского музея имп. Александра III, фонд памятников традиционной культуры русского населения Олонецкой губернии составляет 1721 предмет. Большая часть экспонатов, около 70%, происходит из Каргопольского уезда, Пудожский уезд представлен 20 предметами. Основные коллекции по Каргопольскому и Пудожскому уездам были сформированы в промежуток между 1902 по 1916 гг., т.е. в то время, когда в музее шла особенно интенсивная работа по комплектованию коллекций.  

В последующие годы прирост коллекций был незначительным. За 90 лет, прошедших с этого времени, из Каргопольского и Пудожского уездов в музей поступило всего 32 предмета от частных лиц. В этой сравнительно большой коллекции памятников, характеризующих культуру населения Кенозерья в рамках современного Кенозерского национального парка, довольно мало. Всего 8 предметов, 6 приобретены в 1904 г. в с. Кенозерье (куст деревень около д. Вершинино Пудожского уезда), два предмета поступили в музей в 70-е годы ХХ в. от сотрудницы Государственного Русского  музея Н.В. Тарановской.

Каргопольские и пудожские коллекции формировались музеем в основном через комиссионеров и корреспондентов во время экспедиций, а также путем покупки экспонатов у коллекционеров. Комиссионерами называли людей, нанятых музеем для работы в экспедициях. Обычно ими были специалисты в области народной культуры. Суть сбора экспонатов через корреспондентскую сеть состояла в том, что работа проводилась не специально командированными в обследуемый регион специалистами, а представителями местной интеллигенции, договор о сборе экспонатов для музея заключался, как правило, с краеведами, коллекционерами и любителями старины по рекомендации людей хорошо известных ученому миру Петербурга. Работа комиссионеров и корреспондентов курировалась штатными сотрудниками музея, которые  поддерживали с ними постоянную связь, следили за правильностью подбора экспонатов, оценивали поступавшую вместе с вещами научную документацию, принимали экспонаты и готовили их к включению в собрание музея.

Для работы в Каргополье были приглашены художник И.Я.Билибин (1876— 1942 гг.), фольклорист Н.Е.Ончуков (1872—1942 гг.), студент Н.Н.Виноградов (1876 - 1938), коллекционер К.Г.Колпаков (1845—1922 гг.). Из них первые трое были комиссионерами музея, заключившими договор на экспедиционное обследование края в 1904 г., а К.Г.Колпаков — его каргопольским корреспондентом с 1903 по 1914 гг. Все четверо были людьми, хорошо подготовленными для собирательской работы на Русском Севере.
В среде петербургской и московской интеллигенции И.Я.Билибин был известен как хороший специалист в области русской деревянной архитектуры, прикладного народного творчества. В 1898 г. он был принят в мастерскую К.И.Тенишевой, позднее входил в состав группы художников во главе с В.Васнецовым и Е.Поленовым, мечтавшей возродить русское народное искусство.
В 1899—1901 гг. он исследовал народный быт русских и карел Весьегонского уезда Тверской губернии, летом 1902 и 1903 гг. ездил по заданию Этнографического отдела в Вологодскую (Вельский, Сольвычегодский, Тотемский уезды) и Архангельскую (Шенкурский уезд) губернии. Из Олонецкой экспедиции И.Я.Билибина в музей поступило 323 экспоната, большая часть которых была собрана в Каргопольском уезде.

Н.Е.Ончуков — известный фольклорист, занимавшийся изучением русских былин, сказок, народной драмы, много путешествовавший по Русскому Северу. К 1904 г. он уже обладал опытом полевой работы, совершив две экспедиции на Печору в 1901 и 1902 гг. В Олонецкой губернии им было приобретено для музея 79 предметов в основном из Каргопольского уезда.

Н.Н.Виноградов, студент историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, работал в северных экспедициях с Е.А.Ляцким и исполнял по договорам работу по регистрации поступавших в музей коллекций. В 1918 г. он был принят в штат музея в качестве его хранителя.

Одним из главных корреспондентов музея был К.Г.Колпаков — каргопольский мещанин, известный краевед и коллекционер, основавший в 1919 г. на базе своей коллекции Каргопольский краеведческий музей. Он был верным партнером музея на протяжении почти десяти лет: доставил 380 экспонатов, по преимуществу из Каргопольскогю уезда, оказывал содействие экспедициям И.Я.Билибина, Н.Е.Ончукова, Н.Н.Виноградова.

Из экспедиций в этот регион штатных сотрудников музея, состоялась только одна короткая экспедиция Е.А.Ляцкого, куратора Северного региона, посетившего в 1904 г. Каргополь. Результатом этой поездки было приобретение для музея небольшой коллекции домовой резьбы.

Пополнение музейного собрания предметами из частных коллекций рассматривалось музейными этнографами как вариант исключительный. По их мнению, он был приемлем только в случае, если научная репутация коллекционера не вызывала сомнения, а его собрание было известно всем как собрание подлинников. Такую репутацию имел в Петербурге Ф.А.Каликин (1876—1971) — выдающийся знаток древнерусского искусства, реставратор, коллекционер, в первые годы Советской власти эксперт и реставратор Отдела охраны памятников культуры и старины, а затем реставратор Государственного Эрмитажа. Его коллекция древнерусской живописи и русского народного и декоративно-прикладного искусства считалась одной из лучших в России. В период с 1909 по 1914 г. из коллекции Ф.А.Каликина в музей поступило 35 предметов, собранных им в Каргопольском и Пудожском уездах.

Каргопольские и пудожские коллекции пополнились также в 1902 г. вещами из коллекций К.Д.Долматова (33 предмета), а в 1905 г. — Н.Л.Шабельской, одной из известных в России собирательниц памятников русского народного искусства (6 предметов). После 1916 г. экспонаты поступали, в основном, от частных лиц.
Во время экспедиций собиратели коллекций, вероятно, побывали во многих селах и деревнях Каргопольского уезда. Однако в отчетах о поездках и в научной документации к поступившим в музей памятникам, информация о конкретном месте работы собирателя и месте приобретения экспоната довольно скудна.… Преобладающая часть экспонатов имеет указание только на уезд. Такая ситуация с адресной привязкой памятников культуры, поступающих в музеи, была типичной для ХIХ в. Указание на точное место изготовления и бытования вещи не считалось важным для научных исследований.…Следует, однако, заметить, что сотрудники Этнографического отдела требовали от своих корреспондентов и комиссионеров точной фиксации места приобретения экспоната. Но над большинством из них довлела старая установка, и получить с них требуемое было достаточно сложно…

Вещи, приобретенные в Каргопольском и Пудожском уездах, представляют собой памятники традиционной культуры…. Каргопольские и пудожские вещи датируются довольно широким отрезком времени: с конца ХVП в. до конца 20-х гг. ХХ в. Подавляющее количество относится к середине — второй половине ХIХ в. Следует, однако, отметить, что в каргопольском собрании имеется и сравнительно много вещей, изготовленных в первое десятилетие  ХХ в.

В те годы собирание таких предметов рассматривалось как смелое новаторство, так как среди музейных работников было распространено убеждение, что музеи должны комплектовать свои фонды, только «стародавними» вещами. Предметы «седой старины» лучше с их точки зрения выражали «русский народный дух», чем вещи «испорченные модой», то есть современные. Этнографы же Русского музея полагали, что сочетание в собрании музея вещей старинных и современных, но естественно «национально-своеобразных», позволит с большей полнотой выяснить процесс развития каждого народа и даст более правильное о нем представление.

Традиционная культура русских Каргополья и Пудожья в собрании музея представлена в основном женской одеждой (рубахи, сарафаны, «подставы»-нижние юбки, душегреи-«коротены», шугаи-«кацавейки», пояса), головными уборами (сороки, кокошники, сборники, повойники, девичьи перевязки, платки), деталями одежды, в основном «намышниками» (оплечья рукавов женских рубах), подолами рубах, а также полотенцами и концами к ним, подзорами простыней, скатертями, образцами набойки Все это составляет около 90% коллекций, доставленных в музей из этих мест.

Остальные 10% составляют мало связанные в комплексы единичные предметы: доски для набивки холста, доски для формовки печатных пряников, карнизные доски, прибор для пускания крови, форма для отливания тельных крестов, трепало, две прялки, ножницы для тушения свечей, медный крестик, ларчик, туяса, пестери, пистолеты, безмен, ендова, ларчик с железной оковкой.

Кенозерская коллекция, доставленная в музей И.Я.Билибиным в 1904 г., не исключение. Она включает себя две «утирашки» — полотенца для вытирания рук и лица в праздничный день и четыре «трёсты» — вышитые подзоры к свадебным простыням и нижним юбкам-«подставам». Орнамент вышивки, выполненный красными нитками стебельчатым швом, росписью, набором и гладью, традиционен для Каргопольского уезда: бордюры, составленные из птиц в композиции с деревом, стилизованные двуглавые орлы около дерева и женской фигуры.

Фактически собрание экспонатов из Каргопольского и Пудожского уездов, достаточно интересное само по себе, не дает цельного представления о традиционной культуре Каргополья — Пудожья, не говоря уже о культуре ее отдельных локальных территорий. Однако следует заметить, что такой задачи перед музеем и не стояло. Как уже говорилось выше, этнографы стремились через свое вещевое собрание дать «этнический портрет» русского народа, отбирая из каждой губернии наиболее яркие и своеобразные экспонаты. Они не заботились о составлении полной картины традиционного хозяйственного и бытового уклада русского населения каждой отдельно взятой губернии, считая, что эту работу должны взять на себя местные уездные и губернские музеи.

 

Примечания:
1. Из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера", ПГУ, Архангельск, 2009.
2. С небольшим сокращением.
3. Портрет И.Я.Билибина - этюд работы Б.Кустодиева, 1914 г..
4. Портрет Г.К.Колпакова - с сайта Каргопольского ист.-архитектурного и художественного музея.
5. Портрет Н.Е.Ончукова - фрагмент групповой фотографии (интернет).