Л.Г.Шаповалова,
кандидат техн. наук

МАКАРЬЕВСКАЯ ОБИТЕЛЬ И ЕЕ ПОСТРОЙКИ

Мы помещаем фрагменты из книги
Людмилы Геннадьевны Шаповаловой,
посвященной монастырям и пустыням
Русского Севера, и Кенозерья в частности,
в сокращенном виде,
разбивая отрывки на отдельные темы
и стараясь не исказить мысли автора.

...Судя по выявленным историческим документам, место это ведёт свою историю с 1640 года, когда облюбовали тихое лесное  Хергозеро  Сергий   и  Лонгин (Логин) — иноки Ошевенского монастыря — и остались тут жить, основав скромную обитель, пустынь. По легенде, принесли они с собой святой образ преподобного  Макария.

Были первонасельникам неоднократные видения — во сне приходили к ним старцы и прорекали о собрании множества монахов. Предание повествует, что инок Лонгин стал возводить часовню, но, сморённый жарким солнцем, уснул, и во сне ему явился старец Макарий, повелев построить не часовню, а храм, посвятив его Живоначальной Троице (как указано в житии святого Макария, ему было видение Пресвятой Троицы). для возведения храма необходимо было заручиться благословением архиерея, и инок Сергий ездил в Новгород, к митрополиту Афонию, за грамотой на построение храма во имя Святой Троицы и святым антиминсом (Антиминс - прямоугольный плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершают Божественную Литургию. Антиминс дают в храм при его освящении и хранят на престоле, сверху на антиминс кладут напрестольное Евангелие - прим. автора).

Место, где находится обитель, удивительно живописно.  Хергозеро  названо так потому, что очертаниями своими напоминает букву Х (церковнославянское название буквы — «хер»). Озеро принимает в себя воды нескольких озёр и ручьёв, а выпускает их одной маленькой таёжной речкой Чаженьга в огромное Кенозеро. 

Обитель расположена на самой оконечности плоского полуострова, далеко выступающего в Хергозеро, благодаря чему храмовые постройки  хорошо просматривались со всех сторон. Легенды сохранили сведения о том, что ранее полуостров был островом, а пролив позднее засыпали.... 

В истории русского монашества редки подвиги длительного отшельничества. Сергий и Лонгин довольно скоро приняли к себе других людей, жаждущих уединённой жизни, и несколько их келий образовали скит, который вскоре превратился в общежительный монастырь. В суровых условиях северного края было сложно выжить не только в одиночку, но даже общиной. 

Уже в первые годы существования обители здесь жили не только её основатели, но и другие монахи. Монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью.
 
Конечно, самые первые монастырские храмы были деревянными. Первый храм, построенный ещё основателями монастыря, был маленький, с трапезной. Он простоял несколько лет и сгорел. 

К середине ХVII века на Хергозере сложился характерный для северных монастырей деревянный храмовый комплекс. В 1653 году на месте первого храма был выстроен новый деревянный храм — большой, шатровый, «летний». Он был освящён в честь Живоначальной  Троицы, а устроенный в нём придел — в честь святого Макария, где хранился чудотворный образ этого святого. Вскоре построили другой храм — «зимний», а через пять лет после Троицкого, в 1658 году, его освятили как Никольско-Введенский. Он был двухэтажным: вероятно, на первом этаже располагался престол Николая  Чудотворца, на втором, кроме престола Введения Богородицы  во Храм, были расположены два придела: один был освящён во имя Александра Свирского, другой — Трёх Святителей Московских (Петра, Алексея и Ионы). Спустя два года был освящён ещё один храм, во имя Трёх Святителей Московских. Была на погосте и деревянная колокольня. 

Здесь и далее «погост» — храмовый комплекс (архитектурный ансамбль), состоящий из двух (редко — трёх или одного) храмов и колокольни.

Деревянный Никольско-Введенский храм просуществовал не более 125 лет. 

В 1721 году императором Петром I был издан указ об упразднении (закрытии) малобратственных обителей, а братию велено  перевести в ближайшие крупные монастыри. По челобитной архимандрита Иосифа, настоятеля каргопольского Спасо-Преображенского  (Строкиного)  монастыря, Макарьевская обитель, как и пять других соседних лесных монастырьков (в том числе  Кирилло-Челмогорский), была приписана к этому  каргопольскому монастырю — малолюдные и бедные обители не смогли бы сохранить свою самостоятельность, зачахли бы в одиночестве. Через шесть лет Хергозерская  обитель опять получила самостоятельность, но вскоре вторично была приписана к крупному соседу, на этот раз к Ошевенскому монастырю. 

Архивные документы свидетельствуют, что в 1769 году все деревянные монастырские строения находились в очень ветхом состоянии. Вероятно, поэтому в конце ХVIII века, в 1786—1790 годах в Макарьевской обители был построен первый каменный храм. Он был возведён на месте деревянного, давно утраченного  Никольско-Введенского, сохранив от предшественника два престола.  

Храм был простого архитектурного решения, маленький (гораздо меньше, чем сохранившийся Троицкий), компактный, уютный, и состоял всего из двух объёмов: кафоликона и алтаря. Ещё в 1960-х годах оба храма на Макарье были в целости и сохранности.
Фото Н.Н.Померанцева, 1958 г.
Слева - Н.-Введенский храм, справа - Троицкий.
В 1970-х годах Никольско-Введенский храм был в первый (и единственный!) раз исследован специалистами — архитектором Г.В.Алфёровой с помощниками.  К тому времени была полностью разрушена крыша, однако строение ещё сохраняло общий архитектурный облик, и специалисты смогли его обмерить и начертить план.
Основное, молельное помещение храма в плане имеет форму прямоугольника, слегка вытянутого по направлению север-юг, размером около 8,25х10,0 м; площадь помещения, таким образом, составляла около 80 кв.м. Небольшие размеры кафоликона объясняются тем, что храм был «зимний», отапливаемый (берегли тепло, экономили дрова) — в северо-западном углу была сделана печь размером 2х2,5 м. Лишь один ярус окон, расположенных невысоко от пола, прибавлял света сумрачному интерьеру. Оконные проёмы были ступенчато заглублены в стены с наружной стороны и утоплены в сводчатые ниши со стороны помещения. Интересно отметить, что изначально, при возведении строения, печь не была предусмотрена, поэтому на южной и северной стенах было сделано по три окна. При устройстве печи северо-западный оконный проём пришлось заложить.
 
На плане-обмере помещение перекрещено по диагоналям пунктирными линиями, которые в центре сходятся к пунктирному квадрату размерами около 1,2х1,2 м Что это за линии и что за квадрат? Без сомнения, так, условно, показано какое-то особенное перекрытие.

Необычное перекрытие маленького храма - первая его архитектурная особенность.

Как же оно было устроено?
...Благодаря исследованиям большого знатока истории северного зодчества искусствоведа Е.Б.Заручевской было установлено, что ...храм действительно оказался одностолпным. Удалось обнаружить не только описание храма, но и его чертёж....
Проект укрепления
Н.-Введенского храма, 1912 г.
Черт. инж. А.Гиримлева
Очевидно, к началу ХХ века здание стало деформироваться и требовало безотлагательного ремонта, укрепления, для этого в 1912 году на Макарьевский погост был командирован олонецкий губернский инженер А.Гиримлёв. Он выполнил  эскизный проект укрепления строения и сделал пояснительную записку к нему. Вот описание перекрытия строения: «Храм вышеуказанный имеет в главной  своей части форму квадрата, в средине которого выведен средний столб кирпичный, на котором выведена средняя кирпичная главка храма, остальное пространство перекрыто цилиндрическими сводами, параллельными наружным стенам упомянутого выше квадрата...»
Фото Н.Н.Померанцева, 1958 г.
Вид с запада
На фотографии...видно, что крыша Никольско-Введенского храма на Макарье была самая простая: четырёхскатная малоуклонная « палатка», увенчанная одной маленькой главкой на тонкой шейке. Это соответствовало интерьеру. Крыша сложной формы на таком маленьком строении была просто не нужна...

Северные храмы, предназначенные для зимнего служения, обычно имели трапезную, в которой устраивали печь. В трапезной пришедшие издалека богомольцы могли обогреться, отдохнуть, дожидаясь начала службы, здесь же было место волостного схода, а по большим праздникам после службы устраивали праздничные застолья. Однако в Никольско-Введенском храме трапезной не было, а был узкий притвор, крытый на один скат. «Зимний» храм в лесной глуши, в большом отдалении от ближайших деревень и без трапезной — это, по крайней мере, необычно.

С востока к кубу храмовой части был пристроен двухчастный алтарь с двумя одинаковыми крупными апсидами (Апсида - в греческой каменной архитектуре полукруглая в плане пристройка, примыкающая к помещению алтаря с востока. Помещение апсиды было полностью открыто в алтарь - прим. автора). Поэтому храм был двухпрестольным: один престол посвящён святителю Николаю, другой — празднику Введения Богородицы во Храм. Алтарная часть была почти равна кафоликону по ширине, а в восточную сторону вытянута примерно на 6,5 метров (по внутреннему размеру 5,0 м). В каждой апсиде было устроено по два больших прямоугольных оконных проёма. В каждый алтарь из кафоликона вели Царские и пономарские врата.
Пристройки алтаря и притвора, примерно одинаковые по ширине и высоте (в половину высоты куба храмовой части), уравновешивали строение. Благодаря этому здание особенно эффектно смотрелось с юга, с озера.
 
Двухчастный (двойной) алтарь храма — вторая его архитектурная примечательность.  

Издавна у русских каменных храмов алтарь устраивали трёхчастный, с тремя сочленёнными апсидами, одинаковыми в плане и часто по высоте. Таковы почти все каменные храмы Каргополя. В ХIХ веке провинциальные  кирпичные храмы, возводимые в стиле русского классицизма, стали устраивать с одной алтарной апсидой — таковы большей частью «поздние» кирпичные храмы каргопольской округи.

У деревянных северных храмов — наоборот: древние постройки были возведены с одним алтарным прирубом, квадратным в плане. Лишь после указа патриарха Никона (середина ХVII в.) и особенно после ужесточения требований Синода (ХIХ в.) алтарь стали делать «круглый тройной». Однако в северном деревянном зодчестве известны церкви с двойным (двухчастным) алтарём. Значительная их часть была построена на Каргополье и в Поонежье.

Известно, что в ХVIII веке и ранее храмы, в том числе кирпичные, строили «по образцам», существовавшим в натуре. Никольско-Введенский храм на Макарье был первым кирпичным храмом в Лёкшмозерской округе, значит, искать его предшественника нужно скорее всего в уездном Каргополе. Но в Каргополе нет и не было каменных храмов с «одностолпными» кафоликонами, как не удалось выявить и храмы с двухчастным алтарём. Очевидно, двухчастный алтарь каменного Никольско-Введенского храма повторил в формах предыдущий деревянный храм, тоже двухпрестольный.

Очень интересно завершение алтарной части этого храма - это третья его примечательность.

В русских каменных храмах полукруглые в плане алтарные апсиды перекрывали двумя видами крыши: кирпичной конхой (Конха — геометрическая фигура в виде четверти сферы, свод такой формы - прим. автора)  или малоуклонной многогранной крышей стропильной конструкции, как у деревенских жилых домов.

В русских деревянных храмах прямоугольный алтарный прируб чаще перекрывали  обычной двускатной крышей, как у жилых домов, делая крышу алтаря лишь более крутой, остроклинной. И лишь на севере России часто использовали другую форму завершения храмовых прирубов - «бочечную». На Каргополье, Поонежье и вообще на архангельской земле «бочечные» завершения алтарных пристроек были распространены повсеместно. Подавляющее большинство алтарных прирубов деревянных каргопольских храмов были завершены «бочками». изредка «бочками» завершали даже главную часть храма, пример тому — уже «виденная» нами Успенская церковь Кирилло-Челмогорской обители.
 
Вот и здесь, на Макарии, у Никольско-Введенского храма было такое же завершение алтарей...

Двухчастный алтарь и «бочечное» завершение — элементы, издавна сложившиеся  в традиционной северной деревянной архитектуре — были смело перенесены безвестными зодчими на каменный храм в лесной обители.

Таким образом, несохранившийся Никольско-Введенский храм Макарьевского монастыря был чрезвычайно интересен по своему архитектурному решению, совмещая в себе материал и формы каменного (кирпичного) и деревянного зодчества. В этом замечательном строении с особой полнотой проявились художественные идеалы северных мастеров, воспитанных на высоких образцах каргопольского храмового зодчества — каменного и деревянного. Несколько особенностей, присущих этому сооружению, выдвигает его в число уникальных, не имеющих себе подобных памятников русской провинциальной каменной архитектуры.
 
Северные архитектурные ансамбли складывались постепенно. Возле одной церкви строили другую, деревянные строения постепенно заменяли кирпичными. Вот и на Макарии почти в течение столетия мирно сосуществовали большой шатровый деревянный Троицкий храм и маленький кирпичный Никольско-Введенский.

Однажды, в 1857 году, после праздника Введения Богородицы во Храм, деревянный Троицкий храм, просуществовавший около двухсот лет, сгорел «со всею утварью и иконами». Вероятно, в огне погиб чудотворный образ  преподобного Макария. Пострадала и деревянная колокольня. На месте сгоревшего деревянного с 1860 года начали строить второй каменный храм. Зодчие, возводившие позднейшие постройки в архитектурных ансамблях, всегда считались с тем, что и как было сделано их предшественниками, и, изменяя или расширяя состав строений, обогащая комплексы построек, сохраняли их целостность, позволяющую назвать их ансамблями. Мастера, построившие в Макарьевской обители новый храм рядом со старым, существовавшим здесь уже около ста лет, прекрасно справились с задачей создания гармоничного, выразительного, запоминающегося архитектурного ансамбля.
Новый храм закончили строить в 1868 году, а освятили лишь в 1872 году — на несколько лет затянулось устройство иконостаса, написание икон, покупка необходимой церковной утвари. Он тоже стал Троицким, переняв храмоименование  предыдущего деревянного, и тоже «летним», поэтому такой большой и просторный. Троицкий храм существует и поныне. Строения были поставлены относительно друг друга по диагонали: Троицкий чуть впереди, Введенский ближе к воде — и вместе с построенной между ними позднее кирпичной колокольней составляли единый стилевой ансамбль.
 
Если в ХVIII веке и ранее северные храмы строили «по образцам», существовавшим в натуре, то уже в начале ХIХ века Синод предписывал возводить церковные сооружения по разработанным им, Синодом, проектам — «плану и фасаду». Как правило, в начале ХIХ века «планы и фасады» проектировали двух стилей: классицизма или так называемого «русского стиля». Придерживаясь выбранного проекта, мастера-каменщики, тем не менее, следовали местной строительной традиции. В зависимости от таланта зодчих такое сочетание по-разному отражалось на облике построек но, несомненно, оживляло и разнообразило официальную архитектуру.

Каменный Троицкий храм значительно крупнее, чем несохранившийся Введенский. В его облике, как и в облике многих одновременных ему русских кирпичных храмов, присутствуют черты, свойственные «русскому стилю», появившемуся в тридцатых годах ХIХ века и обратившемуся к допетровским традициям храмостроения. Строение возведено по «образцовому проекту из «Атласа проектов сельских церквей», альбомы которых издавались с 1838 года. Этот проект был разработан архитектором К.А.Тоном (тем самым, по проекту которого был построен Храм Христа Спасителя в Москве). На строительство храма был подряжён крестьянин Вельского уезда Вологодской губернии Пётр Давыдович Шамин. К 1868 году возведение одноэтажного кирпичного храма было завершено.
Образ сооружения создан хорошо продуманной компоновкой объёмов. В основе его — большой двухсветный каменный куб. Он уравновешен пристройками алтаря и притвора почти одинаковой высоты (в две трети высоты куба), подчёркивающими своими небольшими размерами грандиозность основного объёма. Узкий притвор Троицкого храма под двускатной крышей повторял форму притвора Никольско-Введенского храма. Куб Троицкого храма перекрыт сомкнутым  сводом, а поверх его стропильной крышей на четыре ската, на крыше установлены пять луковичных глав на высоких стройных барабанах. Барабаны и главы обиты кровельной сталью. Барабаны глав Троицкого храма зрительно кажутся плотными, массивными, основательными, а главы — мощными, тяжёлыми. На самом деле и барабаны, и главы лёгкие, каркасные, деревянные.

Храм трёхпрестольный, на это указывает трёхчастная алтарная часть. Посредине главный престол Святой Живоначальной Троицы, справа — сохранившийся придел Святых мучеников Бориса и Глеба, слева, разрушенный, — придел преподобного Макария. Боковые апсиды низкие, центральная, пятигранная — более высокая; она плавно сочетается с глухой плоскостью восточной стены. На крыше алтаря была возведена крохотная главка на тонкой шейке, какие ставили на крышах северных часовен.
Строение имеет строгий, чёткий облик. Композиция фасадов сооружения построена по классицистическим принципам симметрии и равновесия, но без архитектурных изысков. Желая придать строению внушительность, зодчие расчленили его стены в простенках гладкими ступенчатыми лопатками, которые зрительно увеличивают размеры здания. Лопатки разделяют стены на неглубокие прямоугольные ниши, в которые без наличников вписаны два ряда высоких оконных проёмов, разделённых переплётами рам на узкие остеклённые участки. Углы строения акцентированы спаренными лопатками. Из горизонтальных элементов в композиции фасадов присутствует лишь простой ступенчатый карниз с лёгкой ленточкой «сухариков» под свесом кровли (раскрепованный антаблемент с подкарнизной тягой), оживляющий постройку, но сохранившийся плохо.

В здание ведут три входа: западный, северный и южный. С северной и южной сторон у храма крытые крыльца — два чудесных портала, каменная резьба которых напоминает образцы знаменитого каргопольского каменного узорочья. Выложенные из фасонного кирпича сложные по форме крыльца, особенно фронтонные части крыш, создают эффектные контрасты, характерные для каргопольской архитектурной школы. Узорочье крылец здесь к месту, оно придаёт изящность строению, прекрасно оттеняя и вместе с тем смягчая  его строгий облик. Это малоизвестный, но хороший образец каргопольского кирпичного декора.

В русском церковном зодчестве наряду с упомянутыми ранее «двух- и «четырёхстолпными» сооружениями издавна возводили и «бесстолпные» каменные храмы. древние постройки с «бесстолпным» храмовым помещением, естественно, маленькие, компактные в плане; часто маловместительный кафоликон буквально «облеплен» приделами и различными пристройками. Такова, например, маленькая, уютная и нарядная церковка Рождества Богородицы (1678-82 гг.) на Старой Торговой площади в Каргополе.
В ХIХ веке северные мастера-каменщики, набравшись опыта, уже не боялись возводить высокие, просторные строения, перекрывая помещения чаще всего крестовыми или купольными сводами больших пролётов, да и «архитектурная мода» требовала увенчания классицистических храмовых построек крупным куполом*.

* Здесь и далее не следует путать понятия «купол» и «глава».
 «Купол» (от лат. cupula — бочечка) — пространственная конструкция, форма крыши в виде геометрической фигуры вращения полуарки (оболочки) над круглым или многоугольным в плане помещением; разновидность свода. Купола чаще всего выполняют в виде половины сферы или близкой к ней формы. Особая величественность, простор подкупольного пространства вызывали у людей чувство восторга и благоговения, не случайно купола стали распространённым видом завершения храмов. Куполами перекрывали световые барабаны, отдельные части зданий или целиком кафоликон.
 «Глава» в архитектуре: — конструктивно-декоративный элемент завершения русских храмовых строений, их духовный символ. Луковичная форма храмовой главы является знаком святости. На Руси луковичная глава получила всеобщее распространение, стала неотъемлемым признаком национальной традиции. Наряду со своей идейной функцией она является и конструктивным, и декоративным элементом. Главами увенчивали кафоликон, в обязательном порядке главы определяли местоположение дополнительных престолов (например, в приделах или в трапезной), часто главы устанавливали также на крыше алтаря (прим. автора).


Троицкий храм на Макарии — один из лучших образцов «поздних» «бесстолпных» северных храмов. Куб Троицкого храма, как и Никольско-Введенского, вытянут в направлении север-юг; размеры помещения составляют 12,5х8,9 м, а высота до «пяты» сомкнутого свода — около восьми метров. Светлый и высокий интерьер отличается ясностью построения: большое пространство кафоликона, освещённое двумя рядами высоких окон на северной и южной стенах, свободно открыто к трём низким светлым алтарям и образует с ними единое помещение, расчленённое лишь широкими полукруглыми арками восточной стены. Такой же арочный проём соединяет кафоликон с притвором.
Троицкий храм.
Вид на алтарь. 2005 г.
Из книги Л.Г.Шаповаловой
Троицкий храм. Вид из притвора. 1958 г. Фото Н.Н.Померанцева.
Росписей и лепного декора на оштукатуренных стенах и сводах храма никогда не было. Зато было другое. Первое, что видели богомольцы, заходя в притвор храма, — сплошной живописный ковёр: стена, отделяющая притвор от кафоликона, была всплошную завешана иконами. Они были одностильными и размещены в три яруса подобно иконостасу. Верхний ряд составлял праздничный чин. В каждой иконе среднего ряда, высокой и узкой, были изображены по одной фигуре архангела или святого в полный рост. В нижнем ряду — большие « местные» иконы. Около пола — широкие филёнчатые панели простой формы.

Посредине этой живописной стены — широкая полуцилиндрическая арка в главное помещение храма. А там — замечательный трёхъярусный иконостас. Он был не очень высок — всего лишь до середины высоты окон второго света — но просто великолепен! Три яруса святых образов были отделены друг от друга по высоте широкими филёнками с накладными резными элементами, а в ряду — узкими полуколонками с каннелюрами. Верхний ярус — пророческий с центральной иконой «Спас на престоле», средний — праздничный, нижний — местный, всего 36 икон. (Каннелюры — узкие вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры - прим. автора).

Как указано ранее, храм был трёхпрестольный. Это подчёркивал и строго симметричный трёхчастный иконостас. В каждый алтарь вели свои врата с полуцилиндрическим навершием. Врата были «утоплены» в плоскость алтарной преграды, а на откосах размещены высокие узкие иконы. Посредине — главный престол Святой Живоначальной Троицы. На фотоснимке справа от Царских врат хорошо видна большая храмовая икона «Троица». Царские врата имели тонкий, аккуратный прорезной узор в виде листьев и цветов; на каждой створке — по три круглых медальона для вставных икон. Ко времени фотографирования эти круглые иконки были утрачены (выковырены), при этом повреждена левая створка врат.
 
Слева от Царских врат, в северном алтаре, располагался престол преподобного Макария, а рядом с левыми вратами — икона святого старца с житием. Икона была древняя, потемневшая, поэтому на фотоснимке просматривается очень плохо. Многофигурные клейма обрамляли средник. Вероятно, в среднике было каноническое изображение преподобного в предстоянии облачному Спасу или Святой Троице. Средник был сделан вставным, и ко времени фотографирования иконостаса был утрачен — лишь окошечко белеет на том месте, где была святыня. Остаётся надеяться, что сокровище неизбывной ценности — иконописное изображение преподобного Макария, одного из самых почитаемых на Каргополье русских святых — было унесено и спрятано прихожанами и когда-нибудь найдётся. Не может быть того, что святыня бесследно исчезла!

Справа от Царских врат, в южном алтаре, был устроен престол Святых Бориса и Глеба. Икона князей-мучеников также располагалась в местном ряду иконостаса. Она чуть просматривается за аркой на старом фотоснимке.
 
Множество резных накладок в виде стилизованных перевитых трав и цветов, деревянное кружево Царских врат, крупные многофигурные иконы, золотое сияние нимбов... И над всем - Божественный свет Распятия на вершине алтарной преграды. Как замечательно смотрелся позолоченный иконостас, залитый солнечным светом из больших окон, на фоне высокой гладкой белой стены, не отвлекающей внимание на лишние детали!
 
...Теперь Троицкий Макарьевский храм сильно разрушен: во всех помещениях выворочены и уничтожены полы, практически утрачена северная апсида алтаря, нет половины оконных и дверных заполнений, содрана кровля с притвора, имеются большие разрушения кладки, особенно в цокольной и карнизной части. Даже мощные блоки ростверка (Ростверк (нем. Rostwerk -конструкция, воспринимающая нагрузку от надземной части здания и передающая её на фундамент - прим. автора), на которые опираются стены, в некоторых местах подкопаны и сдвинуты со своих мест — это искатели монастырских сокровищ постарались — и кладка на этих местах держится не за счёт опирания на ростверк, а за счёт сцепления раствора. Главный, Троицкий алтарь и алтарь Святых мучеников Бориса и Глеба сохранились, алтарь преподобного Макария полностью разрушен. В южный алтарь добрые люди принесли крест, упавший с крыши, поставили грубовато сколоченный престол, принесли простенькие бумажные иконы. Прямо на балке огарочки тонких церковных свечей. Однако для этого храма, даже в теперешнем полуразрушенном состоянии, характерна огромная внутренняя сила.
 
Совсем рядом с Троицким храмом, примерно в одно время с ним, была построена кирпичная колокольня. Ее нижний ярус был в плане квадратным, а верхний — восьмигранным. Она была не очень высокая, до крыши не более 8 саженей (16 м). На колокольне, естественно, были колокола, самый большой из них, говорят, весил 40 пудов (640 кг). Правда это или нет — сложно сказать. На фотографиях начала 1960-х годов колокольни уже не видно - утрачена.

Северные храмы не были плодом творчества одного человека — архитектора или строителя, а являлись результатом труда коллектива каменщиков, плотников, кровельщиков, кузнецов, резчиков, которые часто подряжались на строительство независимо друг от друга. И, тем не менее, совместно они создавали целостное произведение  архитектуры. Это объясняется тем, что веками складывавшиеся строительные традиции привели к возникновению определённого типового представления об устройстве храма, его частей и деталей. В зависимости от географических и исторических условий в разных регионах эти представления имели свои особенности. Поэтому, независимо от проекта или «образца», постройкам всегда присущи черты местной архитектурной традиции. Кроме того, по этим постройкам сегодня можно судить о возможностях техники, о вкусах, идеалах и умении мастеров.
Есть что-то величаво прекрасное в водах задумчивого лесного озера и отражающемся в них белом храме.

А ближе к вечеру..., когда воздушное марево растворит детали, когда последние солнечные лучи упадут на древнее строение, храм всплывёт из лесных волн и возвысится над гладью вод тихого озера строгим белым подсвечником, и стены его начнут оплывать розовым носком заката, а на коротких свечках-барабанах затрепещут в сгущающемся мареве пять языков бордового пламени. Этому огню нельзя дать погаснуть.

Все русские храмовые ансамбли, а в особенности монастыри, скиты и погосты, часто расположенные на большом расстоянии от поселений, испокон веков обносили крепкой оградой — надо было беречься от нападений иноземцев и всяких разбойников, угрожавших спокойной жизни (достаточно вспомнить, например многократные нападения на Соловецкий монастырь). Постепенно, с исчезновением опасности, ограды утратили стратегическое значение и превратились в символическое ограждение отделявшее монастырский мир или приходские церковные строения от волнений мирской жизни, а владения живых — от владений мёртвых — от погостов.

Недалеко от алтаря Троицкого храма тоже была устроена бревенчатая ограда, которая ограничивала церковную территорию со стороны деревни и леса. Ограда была сделана в одну прямую линию, упираясь концами в озеро, а на концах её были возведены башенки: «над озером башни, а на них флажки железные. На ветру всё свистит, всё живое» (О.В.Ушакова). В центре прясла*, конечно, были Святые ворота.

...Русский зодчий мыслил ансамблями. Ансамбли были рассчитаны на различные видовые точки, на главные и второстепенные аспекты восприятия. Принцип живописного формирования архитектурного ансамбля лежал и в основе образа Макарьевской обители. Главная тема ансамбля — Троицкий собор. Никольско-Введенский храм, более приземистый и компактный, гармонически поддерживал « летний» храм. Благодаря неспешному полукруговому подходу Макарьевский храмовый ансамбль с каждым шагом раскрывался по-новому. Такой, вызванный необходимостью маршрут движения способствовал многообразию восприятия комплекса в различных ракурсах, с различных видовых точек, с расчётом на которые древности возводили главные сооружения поселений. Ансамбль начинал раскрываться ещё при дальнем подходе, с крайних пожен, теперь заглушённых лесом, и с мостика — на старых фотоснимках можно увидеть воплощённый замысел, основанный на знании северными зодчими пространственной композиции. Ещё лучше ансамбль смотрелся при среднем восприятии, с Ошевенской дороги, с вершины распаханного холма. Вблизи нижней деревни белые храмы, небольшие по русским меркам, но поставленные вплотную, почти фронтально, и развёрнутые к зрителю восточными фасадами, гладкими белыми стенами, воспринимались особенно крупно и торжественно.
 
В основании полуострова, на росстани Ошевенской и Труфановской дорог, с давних пор была построена простая деревянная часовня, посвящённая Честному Животворящему Кресту Господню. (Её посвящение указывает на то, что изначально здесь был установлен поклонный крест, над которым впоследствии выстроили часовню, оберегая крест от атмосферных осадков. На Севере так делали очень часто.) Часовня словно ограждала обжитой полуостров с другой, противоположной от храма стороны, от леса. Она давно утрачена.

Однако историческая справедливость восстановлена - теперь на этом месте установлен поклонный крест — невысокий, простой работы, воспринявший оградительную функцию часовни. Поставил крест Николай Яковлевич Ушаков, правнук последнего Макарьевского священника Дмитрия Лебедева, взяв для креста брусья из своего полуразрушенного родового дома. Поставил в память о своём роде — династии макарьевских священников, в память о стёртой с лица земли деревне его детства, об издавна существовавшем здесь, а теперь почти позабытом северном монастыре. «Коля, сын, поставил там крест. Их двое было, когда ставили (вдвоем работали - Прим. авт.), и хотя погода была хорошая, громкнуло два раза. Поблагодарило...» — вспоминает О.В.Ушакова.

Красоту пейзажа, создаваемую белыми храмами среди озера, ещё не так давно дополняла деревенька в несколько домов, расположенная вблизи храмов, под холмом, у ограды монастыря. Это была «монастырская» деревня, домов пять-шесть, все жители которой были связаны с храмом. Жили семьи священника, диакона, псаломщика, просфорницы и другие. дома стояли рядком, крепкие, статные, на высоких подклетах или даже двухэтажные, с большими свесами кровель, балкончиками на фронтонах, резными ставнями на окнах. Узорные наличники домов были окрашены в разные цвета, оживляя однотонную гладь стен, веселя глаз. Всего же на Макарии было три деревни. В отдельной постройке при монастыре жили трудники, которые работали по обету, как во всех монастырях заведено.

В середине ХVIII века, в 1764 году (ещё до возведения первого каменного сооружения) в связи с церковными реформами Екатерины II Макарьевский монастырь был упразднён, а деревянные храмы переданы образованному Хергозерскому приходу (рис. 5.21), выделенному из соседнего крупного Кенозерского прихода. Прихожанами стали крестьяне четырёх деревень Долгозерского сельского общества: крупной лесной деревни Думино вместе с деревянной церковью иконы Тихвинской Божией Матери и три долгозерские деревни со своей часовней. В конце ХVIII века к Хергозерскому приходу приписали три деревни Порженского сельского общества (Фёдоровская, Окатовская, Турово Сельцо) вместе с деревянным храмом Георгия Победоносца в «Порженской выставке у деревни Фёдоровской», построенным в 1782 году. Все деревни находились на значительном, до 15 вёрст, удалении от приходских храмов.

Благочинные священники не раз с удовлетворением отмечали в отчётах духовному начальству, что среди «заражённых расколом» пудожских и каргопольских приходов Хергозерский выделяется отсутствием раскольников. Несомненно, в этом сказалось многолетнее духовное влияние православных Макарьевского, Ошевенского и Кирилло-Челмогорского монастырей, издревле соединённых между собой паломническими дорогами и тропами.
 
Ближайшая к Макарию Кирилло-Челмогорская обитель не «скопила слободы», оставшись уединённым лесным монастырьком. Макарьевская обитель сумела в такой глухомани не только «скопить» три крупные для северных мест деревни (одна близ храмов, две поодаль), но и длительное время процветать и богатеть. Здесь были зажиточные хозяйства. Держали много скота — богатые лесные пожни позволяли. Впоследствии многие жители Макария из-за этого были раскулачены и высланы.

Два каменных храма и каменная колокольня - веский показатель духовной значимости здешней обители, глубокого почитания святого Макария, известий о многочисленных чудесах, совершённых от иконы святого. Лесным деревушкам было не под силу возвести в такой глуши представительные каменные церковные сооружения — они были выстроены в основном на богатые пожертвования людей, приходивших сюда со всей каргопольской округи: «усердием богомольцев и доброхотодателей». Обитель почти с самого своего основания привлекала обильные приношения мирян. Так, например, к концу ХVIII столетия, несмотря на возведение в 1780-х годах каменного Никольско-Введенского храма, потребовавшего больших расходов, в монастыре имелся «капитал в 3000 рублей ассигнациями» — огромная по тем временам сумма.

Зная о беззащитности мирных жителей уединённых хергозерских деревень и о богатствах храмов, всякие разбойники многократно пытались ограбить монастырь, но крестьяне макарьевских и соседних порженских и кенозерских деревень с помощью преподобного Макария, защитника угнетённых и притеснённых, прогоняли непрошенных гостей.


Примечания:
1. Текст - из книги Л.Г.Шаповаловой "Долгое эхо (Православные святыни Лёкшмозерья)". Архангельск, 2012 г.
2. Статья - с небольшими сокращениями.
3. Фотографии - из книги Л.Г.Шаповаловой и архива сайта.
4. Автор статьи - кандидат технических наук. Поэтому в тексте много технических подробностей.
5. Другие статьи о Макарьевском Хергозерском монастыре на нашем сайте - в этой подборке.