Д.В.Тормосов, Н.И.Тормосова

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА КАРГОПОЛЬЯ
Kargopol region's structure

Изучение системы сельского расселения Русского Севера является актуальным уже на протяжении более ста лет. Важнейшими направлениями исследований в этом плане являются социально-экономическое и архитектурно-пространственное. Эти сферы тесно взаимосвязаны и составляют основу формирования и развития конкретной территории, определяют ее главные характеристики...

Впервые изучение системы сельского расселения конкретного района Русского Севера - Каргополья имеет комплексный характер, когда наряду с социально-экономическими рассматриваются пространственные аспекты. Водные артерии, дороги и тропы, поселения, сеть открытых пространств сельскохозяйственных угодий , лесные территории, водоразделы - все это составляет пространственную структуру исторической местности - одну из важнейших характеристик системы расселения. Пространственная структура Каргополья в данном контексте имеет огромное значение, прежде всего потому, что является каркасом территории, одной из важнейших характеристик ее динамики и эволюции.

Русский Север состоит из нескольких больших регионов, среди которых - регион Поонежье - земли бассейна реки Онеги, одной из красивейших северных рек. Этот регион имеет протяженность около пятисот километров с юга на север и более двухсот с запада на восток. Его административным центром на протяжении нескольких столетий являлся город Каргополь. Термин Каргополье (зона исторического влияния Каргополя) требует уточнения географических границ. В рамках проекта «Система сельского расселения Каргополья как пространственная основа формирования социальной общности» была разработана методика исследования пространственной структуры. В результате исследований район Каргополье был определен в следующих границах административных единиц на конец XIX - начало XX в.: Каргопольский уезд, 2 стана Пудожского уезда и 3 стана Вытегорского уезда. Таким образом под термином Каргополье имеется в виду район, который составляет значительную часть региона Поонежье и охватывает бассейн верхнего течения реки Онеги и бассейн озера Лаче. Именно эта территория будет рассмотрена ниже при районировании и описании пространственной структуры.

Необходимо определить место, которое занимало Каргополье в Олонецкой губернии в конце XIX - начале XX в., а также взаимодействие пространственных составляющих Каргопольского уезда и наличие важных структурообразующих элементов Каргополья - речно-озерной сети, дорог, трактов.

Олонецкая губерния с центром в Петрозаводске была создана по указу Екатерины II 22.05.1784 г. на базе Олонецкой области Новгородского наместничества. С 1801 по 1919 г. она состояла из семи уездов: Олонецкого, Петрозаводского, Повенецкого, Лодейнопольского, Вытегорского, Каргопольского и Пудожского. Внутренних уездов в губернии не было. Каждый из них граничил с соседствующей губернией. Каргопольский, Вытегорский и Пудожский уезды располагались в восточной и юго-восточной частях губернии. Их внешние границы были общими со следующими губерниями: Пудожскеий - с Архангельской; Каргопольский - с Архангельской, Вологодской и Новгородской; Вытегорский - Новгородской.

В Пудожском и Вытегорском уездах крупных рек (сравнимых с рекой Онегой) не было. Но значительная часть поселений этих уездов тяготела к одному из крупнейших водоемов Севера - Онежскому озеру. В Пудожском уезде все деревни связаны с водоемами, в Каргопольском и Вытегорском нет. Это один из аспектов, которые надлежит изучить в ходе экспедиционных работ.

Каргопольскому и Вытегорскому уездам «повезло», что по их территории проходил почтовый тракт Санкт-Петербург - Архангельск. Статус дороги определял ее достаточно хорошее состояние. Но если в Вытегорском уезде в зону влияния тракта было включено большинство волостей, то в Каргопольском уезде только его центральная часть. На территории Вытегорского уезда находилась Мариинская водная система, имевшая большое экономическое значение для всей Олонецкой губернии. Железная дорога, построенная в восточной половине Каргопольского уезда в самом конце XIX в., еще не играла значительной экономической роли. В  самом невыгодном положении в отношении транспортных коммуникаций находился Пудожский уезд. С середины XIX в. благодаря деятельности уездных ведомств начинает развиваться сеть земских почтовых трактов. Среди уездов Олонецкой губернии Каргопольский относится к числу тех уездов, где этот процесс происходил наиболее активно. Это было вызвано обстоятельствами, связанными с тем, что западная и восточная половина уезда оставались в стороне от почтового тракта и связь с ними была затруднена. В 1880-е гг. открывается движение земской почты по маршруту Каргополь - Ошевенск - Кенозеро - Пудож - Лекшмозеро - Печниково - Каргополь. Так называемый земский круг открывал возможность более широкого взаимодействия волостей удаленных от главного почтового тракта благодаря регулярно поддерживаемым путям сообщения. С восточной половиной уезда Каргополь связывался Шенкурским трактом.

Взглянув на схему расселенческой структуры Каргополья, можно увидеть, что волости располагаются в границах уезда как бы по кругу, в центре которого - огромные заболоченные незаселенные территории. До середины XIX в. главной сухопутной магистралью являлся Санкт-Петербургский тракт. Естественно, взаимодействие волостей, расположенных вдоль него проходило активным образом. Достаточно большое значение имел Пудожский тракт, функционировавший с конца XVIII в., который связывал Поонежье с Обонежьем.

В ходе исследования Каргополье было разделено на субрегионы, которые объединяют в своем составе по несколько волостей. Исследовательский уровень субрегионов потребовался для выявления специфики различных частей Каргопольского уезда, более системной оценки исследовательских данных на уровне волостей и отдельных кустов деревень Каргополья. Конечно же, разделение на субрегионы проведено условно, и в каждом конкретном случае эти пространственные образования выбраны по особым признакам (административная общность, историческая обособленность, структурная целостность и т.п.). Но главным фактором объединения в субрегион безусловно является территориально-географический. В каждом конкретном случае этот аспект давал определенную цельность конкретной территории и связывал воедино другие, характеризующие ее признаки. Административные границы в данном случае имеют вторичное значение. Поэтому ряд субрегионов располагается одновременно на территории нескольких административных единиц.Всего выделено восемь субрегионов: «Окологород», «Каргопольская Сушь», «Верхняя Онега», «Бассейн озера Лаче», «Озерный край», «Чурьега», «Бассейн реки Моши», «Междуречье» (см. карту-схему).
Субрегионы Каргополья
в конце XIX - нач. XX вв.

1. Субрегион Окологород.

Его название говорит само за себя. В субрегион были объединены территории, непосредственно прилегающие к городу Каргополю - административному центру региона. Одним из главных пространственных признаков, характеризующих Окологород, является отсутствие водоемов. Сеть поселений здесь была сформирована на ровном безводном плато, земли которого оказались хорошо пригодными для обработки, развития земледелия. Благодаря этому основополагающему природно-ландшафтному фактору Окологород имеет достаточно цельную поселенческую структуру, что является уникальным для Каргополья.

Кусты поселений в Окологороде расположены в непосредственной близости от г. Каргополя несколькими поясами на дорогах-трактах. Роль дорог как структурообразующих элементов в Окологороде была исключительно высока. Через город Каргополь пересекаясь проходили Санкт-Петербургский, Пудожский и Шенкурский тракты. Дороги и сформировали структуру Окологорода...

2. Субрегион Верхняя Онега.

К нему относятся территории волостей, непосредственно расположенных в верхнем течении реки Онеги, от ее истока (или от Надпорожской волости) до  устья реки Моши. По площади занимаемой территории субрегион Верхняя Онега самый обширный и наиболее плотно населенный. В сравнении с другими субрегионами его можно выделить как самый значительный и по протяженности, и по расселенческому составу. Верхняя Онега «определяла лицо» Каргополья, так как имела ярко выраженную специфику поселений по берегам порожистой реки, имеющих достаточно прочные связи друг с другом и с городом-центром. На территории субрегиона находилось два важнейших структурообразующих элемента - река Онега и тракт Санкт-Петербург - Архангельск. Они находились в непосредственной близости друг от друга - тракт проходил параллельно реке. В Верхней Онеге богатые сельхозугодья - открытые пространства и мозаичная структура лесных угодий, которые имели активное хозяйственное использование. Уровень жизни в этом субрегионе в сравнении с другими был достаточно высок. Деревни считались богатыми, население занималось земледелием, активно участвовало в торговле.

3. Субрегион Бассейн озера Лаче.

В Каргополье озеро Лаче является самым крупным. Оно - часть древнего водного пути, продолжением которого была река Онега. В настоящее время озеро полностью находится в границах Каргопольского района.

В целом для этой территории  характерно местоположение деревень по берегам нижнего течения рек, впадающих в озеро. Основная масса кустов деревень группировалась в нижнем течении рек Ухта, Тихманьга, Лекшма, и находилась в непосредственной близости к Санкт-Петербургскому тракту...

Восточное побережье озера характеризуется практически полным отсутствием дорог. Поселения здесь располагались по берегам впадающих в озеро Лаче рек: Свидь. Ольженица, Ковжа. Они составляли небольшие волостки среди болот. Исключение: волость Нокола, деревни которой находились непосредственно на берегу озера. Связывались волости между собой сетью лесных троп и по озеру Лаче.

4. Субрегион Бассейн реки Моши.

Он состоял из трех обширных волостей в восточной половине Каргопольского уезда. Волости занимали огромное лесное пространство, центральной водной артерией которого является р. Моша, берущая исток из Мошинского озера. Главная сухопутная магистраль -Шенкурская дорога, в конце XIX в. получившая статус почтового тракта. В настоящее время субрегион входит в состав Няндомского района.

Обширная, лесная, удаленная от уездного центра и от почтового тракта территория. По занимаемой площади субрегион «Бассейн реки Моши» сравним с Верхней Онегой, но характер расселения здесь иной. Деревни располагались по берегам озер и частично около р. Моши и ее притоков. Расстояния между волостями очень большие, что объясняется значительной заболоченностью местности...

5. Субрегион Каргопольская Сушь.

К западу от города Каргополя простирается ровное безводное плато. Оно имеет карстовую структуру. Водоносный пласт расположен очень глубоко, благодаря карсту горизонты грунтовых вод сильно изменчивы. Водоемы на этой территории исключительно редки, а те небольшие озерки, которые существуют, очень напоминают большие лужи и в летний период часто пересыхают... Большинство кустов деревень хотя и расположены в безводной местности, имеют планировочную структуру, похожую на приозерные поселения... Как и в Окологороде отсутствие водных путей сообщения стало причиной хорошо развитой сети проселочных дорог. Главной дорогой служил Пудожский тракт, а для Полуборья Ошевенская дорога.

Волостной состав субрегиона своеобразен. Небольшая (всего 7 деревень) Лядинская волость. По не изученным пока причинам (возможно из-за удаленности) до середины XX в. ей удавалось сохранять административную независимость... Объединение Печникова, Красной Ляги и Полуборья в один субрегион объясняется также их исторической территориальной близостью. Печниково и Красная Ляга в середине XVI в. составляли одну волость...

6. Субрегион Чурьега.

В данный субрегион входят волости по берегам реки Чурьеги и среднего течения реки Кены. Одну из них - Кенорецкую, постигла участь административного разделения между Каргопольским и Пудожским уездами. В настоящее время она в составе Плесецкого района.

Расстояния в центральной части Каргополья, в сравнении с его восточной половиной, небольшие. Естественно, что постоянно происходило взаимодействие между жителями соседних сельских обществ: Нижняя Чурьега и Кена - с Верхней Онегой и Кенозерьем, Верхняя Чурьега - с Красной Лягой и Полуборьем. Эта близость определяла и экономическую, и культурную общность. Ярким примером самобытности этого края является Ошевенская волость, интерес к которой этнографов и архитекторов не уменьшается до сих пор. Она располагалась в самом центре субрегиона, что предполагало ее обособленность. Но в то же время именно здесь был перекресток дорог с Кенозера, Лекшмозера и Верхней Онеги, с конца XIX в. объединенных в земский тракт Каргополь-Пудож.

 7. Субрегион Озерный край.

Расположен на границе Балтийского щита и Русской платформы. По территории субрегиона проходит водораздел между Балтийской и Беломорской водными системами. Многочисленные озера, всхолмленный рельеф, моренные и озовые гряды формируют ландшафт Озерного края. Именно здесь проходил Кенский волок -древнейший путь освоения севера славянами. Сформированная система расселения имела ярко выраженный приозерный тип. Главными доминантами являются крупные озера: на юге - Лекшмозеро, на севере - Кенозеро и Почеозеро. Отсутствие между ними непрерывной водной системы обусловило наличие широкой сети проселочных дорог и лесных троп. С конца XIX в. через Озерный край прошел земский тракт Каргополь – Пудож.  Деревни вокруг оз. Лекшмозеро группировались в три куста поселений, административно оформленных в сельские общества. Только деревни Долгозерского общества были разбросаны по маленьким озеркам. Кенозерские деревни располагались по всему побережью озера. Структура почеозерских деревень имела смешанный тип. В 1784 г. Кенозерье подверглось административному разделению между Каргопольским и Пудожским уездами, а Почеозеро полностью вошло в состав последнего. В настоящее время Кенозеро и Почезеро входят в состав Плесецкого района.

8. Субрегион Междуречье.

Он является самым «проблематичным» в плане определения границ субрегиона. Волости, его составляющие,  разделяют достаточно большие расстояния и в настоящее время они входят в состав разных административных районов: Каргопольского, Няндомского и Коношского. 

 

Примечания:
1. Статья из сборника "Каргополь - летопись веков", изданного Каргопольским  ист.-арх. и художественным музеем. Москва, 2004.
2. С небольшии сокращениями.
3. Библиография опущена.
4. Схема субрегионов - из статьи.