Н.Тормосова

 ЛЯДИНСКАЯ ВОЛОСТЬ (Лядины)

Лядины - это небольшой куст из 7 деревень, компактно расположенных вблизи Пудожского тракта, в 35 км от г. Каргополя. На дорожном указателе написано «Гавриловская». Недалеко от Лядин дорогу пересекает р. Сахар, за Лядинами, в 1-2 км - р. Лекшма. В Лядинах сохранился храмовый ансамбль Лядинского погоста.
(рассказ о Лядинском погосте был написан до страшного пожара в мае 2013 г., когда сгорели колокольня и Покрово-Власьевская церковь - прим. ведущего сайта М.З.) 

Из истории Лядинской волости

Лядинский куст, первоначально насчитывавший около десятка деревень, сложился вблизи верховьев р. Лекшмы (берет начало в оз. Лекшмозеро, впадает в оз. Лаче), но не при реке. К XVI в. Лядинский куст имел статус волости: «Волостка на Лядинах в Егорьевском приходе» (Платежная книга 1555 г); «Волость Лядина. А в ней погост. А на погосте церковь страстотерпец христов Егореи» (Сотная 1562 г); «Волость Ледина....Деревень семь, дворов крестьянских б2, людей 184» (Переписная книга 1648 г); «Волость Лядины » (Оброчная книга 1696 г.). Последнее наименование - Лядины прижилось, и в настоящее время эту округу именуют - Лядины. Писатель Г.П.Гунн таким образом объясняет происхождение имени Лядинской волости:
«Первые поселенцы ,”садились на сыром корени” , “где лес от века не пахан”, вели подсечное земледелие. Выбиралось удобное место, поросшее невысоким смешанным лесом. На этом месте вырубался лес, который валился рядами, стлался “постелью”. Его оставляли на год и затем поджигали. На палу, или огнище, распахивалась нива. Поначалу урожай был большой, но вскоре снижался. Тогда поле бросали, оставляли зарастать, а сами искали новых мест. Такое брошенное поле называлось лядиною" а также - лядо, ледина)».

С XVIII в. до середины ХХ в. Лядинский куст состоял из 7 деревень, расположенных в одном большом поле, вблизи друг от друга, в единой визуальной взаимосвязи. Деревни были крупнодворными: в конце XIX в. в них проживало 1300 человек (для сравнения: в Надпорожской волости, с числом деревень 35, проживало в это же время 1700 человек).

Сегодня вблизи Лядин нет никакого озера, но первоначально причиной выбора этого места заселения послужило именно озеро, а не сухопутный тракт, проложенный позднее. Все деревни села, за исключением Гавриловской, были когда-то прибрежными. Центральная группа деревень с общественным центром разместилась к северо-востоку от ранее существовавшего озера. Существуют местные предания о бывшем когда-то водоеме и воспоминания о том, что еще совсем недавно (в 1960-е гг.) там, где сейчас болото, можно было купаться.

С конца XVIII в. до середины ХIХ в. Лядины входили в крупные административные образования, центром которых были ближайшие к Каргополю волости. В 1875 г. по инициативе лядинских крестьян была создана отдельная Лядинская волость: «Вследствие ходатайства крестьян Лядинского общества и выборных крестьян Панфиловского волостного схода, об отчислении Лядинского общества от Панфиловской волости, с образованием из него особой волости, под названием Лядинской, губернское присутствие разрешило Каргопольскому уездному по крестьянским делам присутствию образование Лядинской волости из крестьян Лядинского общества в числе 487 ревизских душ с 1 января 1876 г.». Деревня Гавриловская была определена главной - в ней расположилось волостное правление; статус центра она сохраняет и в настоящее время (правда, как и в большинстве других волостей, сельская администрация иногда переезжала - например, в 1880-1883 гг. она находилась в д.Антоновской).

Лядинская волость, несмотря на небольшое число деревень,  на протяжении почти 50 лет сохраняла административную обособленность. Лядинские деревни составляли одно сельское общество Лядинской волости. Вероятнее всего, причиной этого послужила ее удаленность. Соседними волостями были Красная Ляга, Печниково, Лекшмозеро, и также общались с Ягремой, Тихманьгой, Лихой Шалгой.

Преобразования волостных границ в 1917-1919 гг. Лядины пережили без изменений, а утратили статус волости в 1924 г., когда были включены в состав укрупненной Печниковской волости. В середине 1920-х гг. внутри этой волости создается Лядинский сельсовет с центром в д. Столетовской. В 1929 г. Лядины вновь обретают административную самостоятельность уже в статусе сельсовета, который просуществовал почти 30 лет. С конца 1950-х гг. лядинские деревни включаются в состав Печниковского сельсовета, а с 1962 г. - в совхоз «Печниковский».

В начале ХХI в. 6 из 7 лядинских деревень являются жилыми. Это очень высокий уровень сохранности поселений. Но при этом численность населения за 115 лет сократилась на 90 %, а из существующих деревень сложно хотя бы одну назвать полноценно функционирующей. Производства в Лядинах нет. В 2010 г. закрыта начальная школа. Возможная перспектива Лядин - выживать как сельский туристический центр...

Лядинский погост (описание допожарное)

В «Дозорной книге по городу Каргополю» (1648) говорится: «Волость Лядина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятые Богородицы, да другая церковь страстотерпца Христова Георгия, строение приходных людей...». Лядинский погост всегда играл уникальную организационную роль в Лядинской волости: в центре сакральное пространство, а от него лучами расходятся деревни. Первые церкви в XVIII в. были заменены другими, существующими и поныне. Сведения из документа за 1824 г.: «Церковь во имя Покрова Пресвятые Богородицы двоетажная, святого священномученика Власия, построена в 1743 г.; вторая Богоявления Господня с пределами страстотерпца Георгия и трех святителей великих... построена в 1792 г., обе деревянные, в твердости».
К середине XIX в. храмы не раз подновлялись. 1855 г.: «...Холодная двоетажная с разрешения епархиального начальства в 1839 г. обшита с вону тесом тщанием прихожан...» Описание церквей, составленное в 1869 г.: «...Зданием обе деревянные, с таковою же колокольнею отдельною, довольно крепки. Покровская обшита тесом и выкрашена желтой краскою. Ограда кругом церкви тоже деревянная. Престолов в церкви пять: в настоящей холодной вверху во имя Покрова Пресвятые Богородицы, внизу - святого священномученика Власия; в теплой три придела - Богоявления Господня в середине, на правой стороне святого великомученика Георгия, на левой трех Вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Ближайшие церкви - Печниковская Козмодамианская в 14 верстах, Лекшмозерская Петропавловская в 25 верстах. Часовни четыре, все деревянные». Сведения за 1878 г.: «Холодная согласно разрешения епархиального начальства перестроена с основания в сем 1878 г. ...ограда кругом церквей из дикого камня устроена в 1877 г. Прежде была деревянная»...
Лядинские храмы, несмотря на все потрясения ХХ в., сохранились. Поэтому существует достаточное количество описаний архитектурных особенностей этих церквей.

Главный храм Лядинского погоста - летняя шатровая Покровская церковь - относится к редкому в деревянном зодчестве типу двухэтажной шатровой церкви «восьмерик на четверике с трапезной», представляет собой высокий двухэтажный четверик, на котором покоится восьмерик, увенчанный высоким шатром. С западной стороны - двухэтажная трапезная. С востока - алтарный прируб, увенчанный бочкой. Покрово-Власьевская (так ее еще называли) церковь поражает своими размерами - это величавые хоромы. Срубить такую махину могли только мастера, вооруженные многовековым опытом (ее высота 42 м). Особенно величав шатер храма, едва ли не самый большой среди сохранившихся шатровых сооружений Каргополья. Храм огромен, но громадность его не давит, он соизмерим с человеком. «Интерьеры церкви также значительны. Внизу находилась Власьевская зимняя церковь с трапезной - сумрачное помещение с приземистым потолком. Верхнее помещение Покровской церкви более просторное, облегченное. Как в верхней трапезной, так и в нижней мощный брус потолочной матицы поддерживается двумя резными столбами традиционной формы в виде поставленных друг на друга дынек с перехватами в виде жгутов. Вдоль стен тянутся лавки с резными ножками и резной опушкой красивого волнистого профиля».

На втором этаже церкви сохранился резной позолоченный иконостас и расписное небо.

Вторая церковь Лядинского погоста - Богоявленская, по мнению Г.П.Гунна, «очаровывает своей прихотливой живописностью. Церковь эта - прекрасный пример неисчерпаемости форм деревянного зодчества». Двенадцать глав церкви украшают ее основной объем и алтарное завершение. Богоявленская церковь имеет трапезную и уникальное «круглое» крыльцо, имеющее шестигранную лестницу, укрытую полушатром на резных столбах. Внутри свод шатра изображает синее небо, усыпанное белыми звездами. В Каргопольском музее хранится метрика Богоявленской церкви. (Богоявленскую церковь также называют и Георгиевской...) Данная метрика представляет собой вопросы и ответы на них, составленные священником Лядинского прихода Михаилом Иоанновичем Реговым. Из нее мы узнаем, что «церковь Богоявления Господня основана в 1792 г. Богоявленская церковь была построена на месте ветхой. Главный мастер, строивший церковь, неизвестен. В 1874 г. церковь была обшита тесом и окрашена белилами. Кресты на главах осьмиричные. Церковь внутри устроена в виде палаты квадратной. ...Алтарь троечастный, но без разделения, в правом предъалтарии устроен придел во имя великомученика Георгия, а в левом предъалтарии устроен во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста».

Третий памятник Лядинского ансамбля - колокольня. В указанной метрике говорится о том, что колокольня построена в 1820 г. крестьянином Лядинского прихода Гавриилом Ефремовым Солодягиным. В 1884 г. колокольня была обшита и окрашена белилами, а шатер медянкой.

Вокруг церквей находится кладбище, где покоится не одно поколение местных жителей.

С 1936 г. службы в церквях Лядинского погоста не проводились. В период советской власти в Покровской церкви и в колокольне хранили зерно, а Богоявленская - пустовала. В 1993 г. Лядинский архитектурный ансамбль был передан как памятник архитектуры Каргопольскому музею. В настоящее время храмовый комплекс бывшего Лядинского погоста используется как объект экскурсионного показа. В Покровской церкви по большим праздникам проходят службы. С 2000 г. на памятниках ведутся (велись) противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы. Реставрация Богоявленской церкви начата в 2004 г. с полной раскатки памятника; собрана в 2009 г. К настоящему времени (к 2010 г.) восстановлены кровля, главки, алтарь, оконные и дверные проемы.

Рассказывает Л.Б.Викулова: «Когда храм раскатали и убрали последние венцы, первые самые от фундамента, мы нашли старинные монеты 1747 и 1812 гг., а когда стали возводить вновь, восстанавливать его, и опять же под алтарные углы положили те две монеты, а под остальные углы положили новые юбилейные монеты с Каргополем, десятирублевые. Это обязательно делали.

Также монеты бросали в колодцы, серебряные. Четыре года назад восстанавливали у нас колодцы, чистили, в одном из колодцев в д. Рубцово нашли серебряные деньги Петра I, но люди в деревне суеверные, верят во все приметы, поэтому пытаются то, что взяли, вернуть все обратно, кто истинно верит во все это. Деньги бросили обратно. ...Новые дома строят - то же самое - под углы денежки ложат и, как в старину, простилают первые ряды берестой, чтобы дерево дышало, очищало все.

Из рассказов местных жителей

Б.И.Никитин: "Лядины состояли из семи деревень, каждая имела два названия - одно официальное, другое вращалось в повседневной жизни. Все семь деревень: Рубцово (Гавриловская), Киселева, Берег (Мелентьевская), Бутина (Антоновская), Фомин конец (Фоминская, Павлова (Столетовская), Дьякова (Дудкинская) размещались компактно, на расстоянии 1-1,5 км, на ровной местности. Географическая ось деревень - "Большая дорога" - тракт, соединяющий Каргополь и Пудож. Архитектурная ось - Лядинский погост. Главное занятие жителей - земледелие. На каждую душу (мужскую) нарезалась земля. Земля была скудной, ее требовалось удобрять, поэтому держали скот, в основном коров".

Из описания Лядинских деревень

Формирование Лядинского куста деревень продолжалось до  конца XVII века.
Деревня Гавриловская (Рубцова).
Фото 2008 г.
Деревня Киселевская.
 Фото 2008 г.
Современные деревни не привязаны к водоемам, поэтому планировка у всех уличная. Уже к XIX в. они были достаточно крупными - малодворных не было. В настоящее время крупной можно назвать одну - Гавриловскую.
Старое здание почты.
Фото 2007 г.
Деревня Столетовская (Павлова). Дом Бутиных.
 Фото 2008 г.
Полученный урожай обрабатывался на мельницах, которые были на реках Лекшма и Сахар. В 1900 г. их насчитывалось 8. Лядины находятся на удалении от лсновного массива деревень Каргопольской Суши и окружены плотным кольцом лесов и болот.  Условия способствовали развитию охоты и дегтекурению. Начиная с 1860-х годов местные жители добывали железную руду, которая после выделки давали треть чистого железа.
 

Примечания:
1. Из книги Н.Тормосовой «Каргополье: история исчезнувших волостей». Каргополь, 2011.
2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.

4. Фотографии церквей взяты с сайтов temples.ru, sobory.ru. Остальные снимки - из книги Н.Тормосовой.