В.А.Зайцев,
канд. философских наук, Архангельск

МЯТЕЖНЫЙ МОНАСТЫРЬ
фрагмент из книги "Беломорский Север"

В истории раннего раскола значительное место занимает Соловецкое восстание 1668-1676 годов. Начавшись движением в защиту «старой веры», оно вылилось в мятеж против государственной власти.
 
Соловецкий монастырь при Колычеве

Соловецкий монастырь достиг расцвета при Филиппе Колычеве, получившем титул настоятеля этой обители в 1548 году.

Филипп (в миру Федор) Колычев происходил из древнего, знатного боярского рода. В первые годы правления Ивана Грозного был приближенным царя, принимал активное участие в военных и государственных делах. Однако централистской политике Ивана Грозного воспротивился, поскольку был верен семейной боярской традиции феодального сепаратизма.

Местом уединения от мира Колычев не случайно избрал Соловецкий монастырь. Во-первых, он, как представитель боярской оппозиции, видел в монастырях ту реальную силу, которая еще была способна оказать сопротивление централистской политике правительства. Во-вторых, северные монастыри, в том числе и Соловецкий, обладали сравнительно большой феодальной самостоятельностью. В-третьих, Соловецкий монастырь был далеко от Москвы, и руки царских опричников не доходили до него.

Церковные историки так оценивали деятельность Филиппа в должности игумена монастыря: «Если Савватий был основателем обители, Зосима - устроителем ее, то Филипп явился первым основателем и устроителем материального благосостояния монастыря, приведенного им в цветущее состояние».

Филипп Колычев особое внимание обратил на главный источник доходов монастыря - солеварение, увеличил число варниц и добился в 1548 году разрешения продавать сто тысяч пудов соли в год беспошлинно. При нем были построены кожевенный завод и каменная пристань. «Много заботился Филипп и о благоустройстве монастырских вотчин, для чего ввел выборное управление между монастырскими крестьянами... Словом, выказал редкие способности правителя над обществом мирских людей».
 
Колычев управлял Соловецким монастырем до 1566 года, пока не занял кафедру митрополита Московского. 3а восемнадцать лет правления он очень много сделал для укрепления экономического могущества монастыря. Благодаря этому могуществу Соловецкий монастырь занял ведущую роль в хозяйственной жизни Поморья, что определило его политическое значение на Севере России.
 
Соловецкий монастырь в обороне Поморья в XVI-XVII веках

В 1571 году на Беломорский Север вторглись шведы, которые напали на Соловецкий монастырь. Это нападение было отражено. Но потребовалось срочно принять меры к военному укреплению Поморья, и в первую очередь Соловецкого монастыря как северного форпоста России... Пользуясь установившимся затишьем в военных действиях, монастырские крестьяне, стрельцы и монахи под руководством воеводы построили вокруг монастыря деревянный острог с башнями, расставив на них привезенные пушки. Так было положено начало превращению Соловецкого монастыря в военную крепость.

В 1579 году «каянские немцы» (финны) вторглись в Кемскую волость и произвели здесь «великое опустошение». Выступивший навстречу врагу воевода Озеров с его малочисленным отрядом неопытных стрельцов был разбит. Чтобы принять более действенные меры по укреплению Поморья и Соловецкого монастыря, решили построить вокруг монастыря каменную стену. По плану соловецкого монаха Трифона монастырские крестьяне за 10 лет (1584-1594) соорудили массивную каменную стену. Размеры этой стены, сложенной из огромных валунов, и сейчас поражают воображение: общая ее длина составляет более километра, высота до 9 метров, ширина 5-6 метров.

С этих пор Соловецкий монастырь стал неприступной крепостью. В эти же годы монастырь с разрешения царя построил деревянные крепости в Суме и Кеми. Как в Соловецкой, так и в этих крепостях была установлена артиллерия, созданы склады оружия и боеприпасов, содержалось стрелецкое войско, численность которого колебалась в зависимости от потребностей обороны. Возглавлял все эти вооруженные силы настоятель монастыря.

Таким образом, Соловецкий монастырь с конца XVI века стал главным опорным пунктом обороны Беломорского Поморья и «политическим центром Севера, а его настоятель - единственной реальной политической силой, своего рода губернатором Поморья, которое даже в официальных документах именовалось «Соловецким Поморьем».

Военное укрепление Соловецкого монастыря имело большое политическое значение для Русского государства. В 1592 году соловецкие стрельцы одержали без помощи царсiнях войск крупную победу над шведскими воеводами Магнусом и Иверстоном. В 1611 году шведские захватчики дважды вторгались в Беломорье и оба раза были разгромлены. В декабре 1613 года на Север ворвались отряды польско-литовских грабителей, находившихся на службе у шведского командования. Эти отряды сначала подошли к Холмогорам, но при штурме города были разбиты. Тогда их остатки двинулись вниз по Двине, разорили Николо-Корельский монастырь и ряд населенных пунктов. Но под Сумским острогом они были окончательно разгромлены соловецкими стрельцами и местным населением.

Все эти события в значительной степени подняли авторитет Соловецкого монастыря не только в России, но и в скандинавских странах - Швеции и Норвегии. При царе Михаиле Федоровиче было увеличено количество стрелецких войск в монастыре и в Сумском и Кемском острогах. В 1614 году царь отдал монастырю в вечное владение волость Шую Корельскую, подтвердил беспошлинную продажу ста тысяч пудов соли, всех монастырских крестьян подчинил непосредственно настоятелю. Это еще больше укрепило экономическую мощь монастыря, что позволяло ему оказывать финансовую помощь Московскому государству...

В 1651 году настоятель монастыря получил титул архимандрита. Это говорит не только о признании заслуг монастыря, но и о его возросшем экономическом и политическом могуществе.
 
Монастырь как торгово-промышленный центр

Превращение Соловецкого монастыря в торгово-промышленное предприятие вызвало серьезные изменения в образе жизни монахов. Управление многочисленными вотчинами, поручавшееся отдельным монахам, заставляло последних заниматься счетом доходов больше, чем религиозными вопросами. Обязанность монастыря защищать беломорские волости также отвлекала внимание монастырской братии от дел религиозных на заботы о строительстве и укреплении крепостей и содержании войска. Словом, Соловецкий монастырь, укрепляясь и обогащаясь, к середине XVII века превратился в город-крепость и вместе с тем в торговый город, имевший свой флот и многочисленные пристани по всему Поморью. Обитель имела торговые конторы в Москве, Новгороде, Ярославле, Вологде, Холмогорах, Великом Устюге, Каргополе. В Москве у монастыря были свои гостиные ряды.

Хозяйственная деятельность превратила большинство монахов в людей предприимчивых, отнюдь не набожных. Обширные связи с «миром», активная деловая практика способствовали формированию у них наивно-реалистического и даже стихийно-материалистического мировоззрения.

...Следует отметить, что в Соловецком монастыре, как и в других обителях, среди монахов не было единства: привилегированной части монастырской общины, так называемым «соборным старцам» из числа людей богатых, знатных, противостояли выходцы из крестьян -«черные старцы». Классовое различие между монахами, по свидетельству церковных историков, постепенно привело к тому, что «дух братской любви между ними уступил место вражде и настроениям». Эта вражда была одним из условий, впоследствии поддержавших Соловецкое восстание.

Монастыри Севера при Никоне

Толчок брожению, начавшемуся среди монастырской братии, дал слух о6 исправлении Никоном богослужебных книг. Репутация патриарха в Соловецком монастыре была нелестной. Дело в том, что Никон заранее готовился к борьбе с монастырями-феодалами, которые, как он предвидел, не пожелают расстаться со своей самостоятельностью. Готовясь к этой борьбе, он наметил строительство монастырей - «противовесов» крупным монастырям-феодалам. В частности, в противовес
Соловецкому предполагал создать Крестный монастырь, который и был построен на Кий-острове. Царь Алексей Михайлович лично пожаловал на строительство нового монастыря шесть тысяч рублей и приписал к строящейся обители близлежащие деревни с 4537 душами крестьян, многие угодья и рыбные ловли на реках и морских берегах, многие села с землепашеством, скотоводством и соляными варницами, в том числе и село Устьенское (ныне город Онега). Было принято решение на время строительства монастыря освободить всех приписанных к нему крестьян от государственных податей и других сборов. Со своей стороны патриарх Никон приписал к строящемуся Крестному монастырю Печенгский монастырь со всем Кольским полуостровом, а новгородский митрополит Корнилий - Сырьинскую и Благовещенскую пустыни.

Были отписаны новоиспеченному монастырю и некоторые вотчины Соловецкой обители, что, естественно, вызвало недовольство соловецких монахов. Это недовольство еще больше усилилось, когда Никон принял решение перевезти мощи Филиппа Колычева, находившиеся в Соловецком монастыре, в Москву. Решение, видимо, было тоже одним из актов, направленных на ограничение самостоятельности Соловецкого монастыря: вспомним, что Филипп был не только настоятелем, укрепившим феодальную самостоятельность этой обители, но и церковным идеологом противников государственной и церковной централизации.

Словом, повод относиться к патриарху враждебно у соловецких монахов был. Соловецкий дьякон Пимен прямо говорил монаху Корнилию в Новгороде, что Никон - антихрист. Это было еще в то время, когда Никон являлся новгородским митрополитом.

Вскоре после первых вестей о реформе в монастырь стали поступать опальные противники церковных нововведений. Среди них бывший настоятель Саввина монастыря Никанор и сподвижник Аввакума князь Львов...  В числе противников реформы оказался и настоятель монастыря Илья.

Вскоре в Соловецком монастыре появился Иван Неронов, сосланный в Кандалакшскую обитель и бежавший оттуда на Соловки. Он также немало способствовал тому, чтобы развить в монастыре антиниконианские настроения.

...Стремление патриарха использовать укрепление церкви для того, чтобы поставить церковную власть в стране выше светской, государственной, вело к неизбежному конфликту Никона с царем. Конфликт этот кончился тем, что созванный в Москве по инициативе царя вселенский собор осудил Никона и снял с него патриарший сан...

А события в Соловецком монастыре разворачивались так. В Т659 году умер игумен Илья, новым настоятелем монастыря был избран Варфоломей. Споры о старых и новых книгах продолжались в обители. Варфоломей колебался между сторонниками и противниками церковной реформы. На него сыпались жалобы с той и другой стороны: одни обвиняли его в отступлении от нововведений, другие - в отступлении от «старой веры».

В 1665 году Варфоломея вызвали в Москву на церковный собор, а в монастыре обострилась борьба между никонианцами и старообрядцами...Под знаменем раскола в монастыре выступали как соборные, так и черные старцы. Но цели их борьбы были различными. Соборные старцы отстаивали свою религиозную и хозяйственную самостоятельность. Черные старцы — основная масса монастырской братии, — начав с церковных протестов против нововведений Никона, постепенно переходили к борьбе с привилегированной частью монастырской общины — соборными старцами за уравнивание в правах по управлению монастырем.
 
Воспользовавшись отъездом Варфоломея и услышав о низложении Никона, черные старцы, видимо, окрыленные надеждой на отмену реформы, открыто выступили против церковных преобразований. В своей борьбе они неизбежно должны были опереться на мирскую силу — монастырских крестьян и служилых людей, роль которых в соловецком движении с этого момента стала усиливаться...

Соловецкое восстание

Дело принимало серьезный оборот. В 1667 году царь принял «предупредительную» меру: по его распоряжению были «отписаны на государя», то есть конфискованы у монастыря вотчины и промыслы, расположенные на побережье. Но эта мера не возымела действия, поскольку монастырь имел свои запасы продовольствия и вооружения.
Когда царь в 1668 году принял решение послать против взбунтовавшихся монахов войска, монастырь был готов к обороне: в распоряжении восставших было 90 пушек, 900 пудов пороха, большое количество огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения. В это время в монастыре находилось более 700 человек,
из них свыше 400 решительных сторонников борьбы с правительством...

Осаждали монастырь попеременно три воеводы. Первым из них был стряпчий Игнатий Волохов, четыре года безуспешно старавшийся взять монастырь. В 1672 году на его место был назначен стрелецкий голова Клементий Иевлев. В соответствии с царской инструкцией он держал монастырь в осаде, не прибегая к решительному
штурму. В это время царь письмом в Соловецкий монастырь обещал восставшим все простить, если они покорятся. Но восстание разгоралось с новой силой.

Население Поморья выражало сочувствие «отцам и страдальцам соловецким» и оказывало им постоянную поддержку людьми и продовольствием. Лодьи с солью, рыбой и хлебом, направлявшиеся из района Сумского острога в Архангельск, постоянно «сбивались» с пути и приставали к Соловецким островам. Наличие собственных запасов и поддержка окрестного населения позволили монастырю выдержать восьмилетнюю осаду!

В ходе восстания, в процессе активной политической борьбы, в рядах восставших быстрыми темпами развивалось свободомыслие. Среди восставших были монахи, которые «в неистовстве бросались на кресты «с титлой», на старые и новые печатные книги, и принялись те и другие жечь, метать в море; немало появилось и таких страдальцев... которые.., макнули рукой на веру».

28 декабря 1673 года состоялся черный собор, на котором положили «за великого государя богомолье оставить». Что побудило бунтовщиков провести такое постановление - неизвестно. С вероятностью можно предположить, что в данном случае много сделало само поведение Алексея Михайловича, который не только не удовлетворил неоднократных просьб монахов о старой вере, но послал еще и войско для их вразумления. Как бы то ни было, но постановление было проведено. Все должны были исполнять его. Однако нашлись такие из числа братии, которые никоим образом не хотели подчиниться соборному приговору...

Начались преследования и заключения непослушников в темницу - с одной стороны, с другой - осуществление на практике братского приговора: имя царицы было выскоблено из синодика, запрещено было в царские дни ставить «заздравную чашу» и «кликать многолетья»... Оставив молитву за царя, монахи отвергли и священников, отказались таким образом и от таинств, совершаемых последними...
Свободомыслие развивалось как среди монахов, так и среди крестьян, участвовавших в восстании, а через них получило широкое распространение среди жителей Беломорского Севера. В частности, убеждение восставших в том, что можно обходиться и без священников, стало основой развившейся на Севере беспоповщины.

С осени 1671 года в монастырь стали прибывать разинцы. Поражение восстания под руководством Степана Разина привело в стены монастыря много беглецов, исполненных боевого духа и прошедших хорошую военную школу. С их появлением в монастыре религиозные мотивы восстания отступили на задний план, уступив место мотивам политическим. Участники крестьянской войны 1667-1671 годов взяли в свои руки инициативу и активизировали соловецкое восстание. К руководству мятежом пришли беглый боярский холоп Исачко Воронин, кемский житель Самко Васильев, разинские атаманы Ф.Кожевников и И.Сарафанов.

Решительные действия крестьянских вожаков, взявших в свои руки руководство восстанием, напугали значительную часть монахов. Эта часть пыталась отвлечь трудовой народ от вооруженной борьбы, встала на путь измены и заговоров против восстания и его руководителей. И только небольшая группа монахов во главе с архимандритом Никанором до конца восстания принимала активное участие в вооруженной борьбе. Восставшие решительно расправлялись с реакционно настроенными монахами, занимавшимися подрывной деятельностью в монастыре: одних они сажали в тюрьмы, других выдворяли за стены крепости.
 
Воевода Иван Мгщеринов прибыл на Соловки весной 1674 года. Он получил от царя приказ «искоренить мятеж вскоре». В распоряжении Мещеринова было 1300 стрельцов и артиллерия. Восставшие тоже готовились к решительным сражениям. Под руководством опытных в военном деле беглых донских казаков Петра Запруды и Григория Кривоногова в монастыре возводились укрепления.

В летне-осенние месяцы 1674 и 1675 годов под стенами монастыря развернулись жаркие сражения, в которых обе стороны несли большие потери. 23 декабря 1675 года был произведен общий штурм крепости, но безуспешно. Восставшие храбро сражались на вылазках, дрались «на смерть» и геройски отражали натиск стрельцов.

Соловецкий монастырь так и не был взят штурмом. Не известно, сколько бы времени пришлось Мещеринову осаждать обитель, если бы не предательство монахов-изменников. Ненастной ночью 22 января 1676 года монах-перебежчик Феоктист провел в монастырь тайным ходом отряд стрельцов, открыл крепостные ворота, через которые в обитель ворвались главные силы И.Мещеринова. Восставшие были застигнуты врасплох. После короткой схватки монастырь был взят. Многие его защитники погибли в этой схватке. Живыми в плен было взято 60 человек. 28 из них были казнены сразу, в том числе Самко Васильев, архимандрит Никанор, остальные - позднее.

Так закончилась героическая эпопея Соловецкого восстания, самого крупного народного антикрепостнического выступления после крестьянской войны под руководством С.Т.Разина.

Примечания:
1. Фрагмент книги "Беломорский Север. Религия. Свободомыслие. Атеизм", Архангельск, Сев.-зап. книжное изд-во, 1983 г. Глава "Мятежный монастырь".
2. С сокращениями.
3. Деление на подразделы - ведущего сайта.