Владимир БУЛАТОВ

ЧУДЬ ЗАВОЛОЧСКАЯ И ЧУДЬ БЕЛОГЛАЗАЯ

В древние времена территорию, которую сегодня мы называем Русским Севером, населяли многочисленные финно-угорские племена. Что же это за этническая общность?

Что нам известно о финно-угорских племенах?

Финно-угорские народы (точнее, народы, говорящие на финно-угорских языках) согласно классификации историка Г.В.Вернадского, могут быть разделены на две главные ветви: угорскую и финно-пермскую. Венгерский, вогульский и остякский языки относятся к угорской ветви. Финно-пермская ветвь включает в себя следующие три группы языков: 1) пермскую группу, к которой относятся удмуртский (вотякский) и коми (зырянский и пермский) языки; 2) восточную финскую группу - марийский (черемисский) и мордовский (эрьзя и мокша) языки; 3) западную финскую группу, состоящую из карельского, эстонского и суоми (то есть собственно финского) языков. Предками этих народов и были племена, жившие в древности на территории нашего края...

Поскольку финны на Севере Руси были аборигенами, а славяне - пришельцами, то последние подверглись значительному влиянию того народа, в чью страну они пришли. В антропологическом типе северных русских наблюдаются некоторые финские черты, возникшие от смешанных браков.

Вполне естественно, что многие названия местностей, рек и озер на Русском Севере имеют финское происхождение. Исследователь М.Фасмер составил впечатляющий список топонимов западнофинского происхождения на землях, составивших позднее территории Архангельской Олонецкой и Вологодской губерний.

Какими русскими письменными источниками мы располагаем? В "Повести временных лет" при перечислении "всех языцей Йафетовой части" встречается упоминание о дорусском населении Заволочья: "меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра”. Следует заметить, что порядок перечисления четырех племен, названных вслед за "заволочьской чюдью", соответствует порядку их расселения с юго-запада на северо-восток, то-есть несет и этнографическую информацию...

Что нам  известно о Чуди заволочской? Что значит "Чудь"?

Нас в данном случае интересует только легендарная "чудь заволочская". По своим антропологическим признакам чудь не однородна: наряду с чудью "белоглазой” фигурируют чудь “черноглазая", "черноволосая", "темнокожая" и "краснокожая". Что это за народ, откуда пришло это название? Современник Ломоносова русский ученый-филолог и поэт Г.Тредиаковский считал, что "речение Чюдь, по знаменованию своему изрядно протолковано за сокращенное имя словенского слова Чюждь знаменующее “чужеземца".

Исследователь отечественной истории Ф.Н.Глинка считал, что "чудь" по-венreрски означает "чудо". Частица - "акъ" имеет значение множественного числа, поэтому слово "чудак" в переводе с венгерского — "чудеса". В словаре В.Даля зафиксировано функционирование слов "чудь", “чудак" в северорусских говорах как синонимов слов "странный", "чудаковатый", то-есть идущий против обычаев русских. Даже в настоящее время в Архангельской области в качестве синонимов употребляются понятия "чудь", "чукча", "чуча", "чухарь"...

Исторические судьбы древних жителей Русского Севера непосредственным образом связаны с процессом формирования севернорусского населения. О совместном проживании чуди и первых русских переселенцев свидетельствуют письменные источники, археологические находки, топонимика, фольклорные предания.

Где жила Чудь?

Прежде всего обратимся к немногочисленным письменньпи источникам. Как уже отмечалось, "Повесть временных лет" рассказывает о чуди и месте ее обитания. Русь и чудь - непосредственные соседи, но чудь ... больше тяготеет к Прибалтике...Для первых русских летописцев чудь - это прежде всего финноязычное население, жившее между Чудским озером и Варяжским морем. Оно исторически явилось этнической основой эстонского народа. Но в Прибалтике обитали и другие родственные друг другу племена (ижора, водь), тоже, видимо, относимые к числу "чудских"'. Что касается термина "чудь", то, вероятно, русские летописцы не слишком вдавались в этнические различия финских племен и называли так довольно широкую и неопределенную их группу, куда входили и предки современных эстонцев, и так называемая "чудь заволочская".

Сказания о чуди известны по всему Русскому Северу, о ней говорят русские, коми, карелы, саамы и ненцы. Чудское население обитало и в новгородских пятинах. Однако, помимо прибалтийской чуди, "Повесть временных лет" называет только "заволочьскую чудь", которой в XII-XIII веках управляли "мужи новгородские". О давних и тесных связях говорит и то, что в самом Новгороде были Чудинцова улица и Чудинцовы ворота, часто встречалось имя Чудин.

Заволочская чудь занимала обширную территорию. Заволочье лежало к востоку от системы волоков, соединяющих бассейны рек Невы, Волги, Северной Двины и Онеги в районе Белого и Кубенского озер, куда впоследствии отправятся за данью русские князья и дружины. Ряд сопоставлений позволяет сделать вывод о том, что заволочская чудь, обитавшая в бассейне реки Ваги и в среднем течении Северной Двины, представляла собой финноязычное население, родственное белозерской веси и еми (ями), расселившейся к северу от Онежского озера до нижнего течения Северной Двины (в частности, по реке Емце).

Ученый Л.Н.Гумилев выделяет "чудь белоглазую" в отдельное финское племя, за которым дальше жили зыряне, чудь заволочская и много других народов...

Сказания о Чуди

Архангельский историк В.В.Крестинин полагает, что "первое христианскою верою просвещение заволочской чуди произошло в XI веке". Существует много преданий о том, что чудь, не желая креститься и быть покоренной, шла на групповое самоубийство. Вот один из таких сюжетов: "В качестве последней защиты чудь выкапывала ямы, укрывалась в них настилками на подпорах, и если, отбиваясь в этих ямах, видели они неминуемость поражения, то разрушали подпорки и гибли". Версия о том, что "чудь живьем закопалась", представляет особый исторический интерес, и мы еще вернемся к ней.

Легенды о чуди известны и в селениях по реке Мезени. В одной из них рассказывается о том, что в низовья Мезени чудь спускалась с верховий, убегая "от православной веры"...

Поселения Чуди

Распространена здесь также легенда о богатствах чуди. Причем в нескольких деревнях указывали одно и то же место, где чудь спрятала свое богатство: на правом берегу Мезени, на высоком бору, примерно в 12 километрах ниже села Чернутьева. Жители мезенских сел указывают на два городища, основанных чудью: у сел Патраково и Чернутьево. Близ села Чернутьева на высоком холме на правом берегу Мезени при пахоте действительно находили остатки глинобитных печей, глиняную посуду, замок в виде конька и другие предметы.

До сих пор в мезенских селах встречаются, по мнению местных жителей, потомки чуди, носящие "чудские" фамилии.

Реальность существования чудского народа не подвергается сомнению. Легенды о чуди в сочетании с археологическими материалами являются важными источниками по этнической истории края... 

Много ценных сведений о заволочской чуди содержит житийная литература об основатeлях северных монастырей. Начиная с XIV века, монастыри активно участвуют в освоении Беломорского Севера, особенно заботясь об упрочении христианской веры среди населения края...

О том, что чудь, сохраняя свою самобытность, долго жила в бассейне средней Ваги, свидетельствует "Житие Варлаама Важского" (умер в 1467 году), составленное в конце XVI века. В беломорских грамотах содержатся данные о6 особом "чудском постое", который взимался властями с местного населения за проезд из охотничьих угодий чуди в Новые Холмогоры (Архангельск)...

В XIV-XV веках чудских поселений в Заволочье сохранилось довольно много, располагались они по большей части вблизи глухих озер и мелких речушек, в то время как по важнейшим водным "улицам" Поморья: Северной Двине, Пинеre, Онеre и Ваге — широко разливались волны русской крестьянской и монастырской колонизации.

Как была организована Чудь?

Историк С.Огородников замечает: "Даже при относительной достоверности исторических известий, так называемая "Заволоцкая чудь" положительно не составляла...отдельного самобытного племени и потому естественно, что чисто географическое название не может быть применяемо определительно ни к одному из названных племен".

Согласно преданиям, чудь представляла собой племенные объединения во главе с князьями-старейшинами. Она имела свои укрепленные городки и земельные владения, что говорит об оседлом характере жизни народа. Но некоторые источники содержат сведения и о том, что чудь кочевала.

Благодаря архангельским подвижникам-краеведам сохранилось для истории немало преданий об аборигенах Поморского края. Так, верхнетоемский краевед Александр Александрович Тунгусов опубликовал в периодической печати много местных легенд. В одной из них говорится о том, что "выходцы жившей здесь чуди под влиянием прибывших в край новгородцев согласились на совершенную оседлость. И поныне существует деревня Чудиново на берегу Пинеги... У этой чуди имелись свои правители — князьки, и будто 6ы на горном холму при деревне Вахтинской находился княжеский дворец, а за рекой Выей — его земельные угодья, в числе коих и существует поле Княжево".

Вологодский краевед А.А.Угрюмов пишет о своем родном Тарногском районе, который находился в центре территории расселения древней заволочской чуди. В тарногских говорах и кокшеньгской ономастике (совокупности собственных имен) встречается много слов, заимствованных из чудских языков. Местный краевед отметил, что гнездовое расположение населенных пунктов - своеобразное наследие охотничье-рыболовного тина хозяйства чуди, жившей в прежние времена в бассейне реки Кокшеньги. Значительная часть деревень носит чудские названия: Ваймеж, Илеза, Лохта, Мадовицы, Пёлтасы, Поца, Тюреберь, Хавдевицы, Шупова...."

Никоновская и Софийская летописи в ХV веке еще официально различают "двинян и заволочан”, подразумевая под первыми жителей русских двинских погостов, а под вторыми - остальное население Заволочья, в том числе и чудское...

Старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Е.А.Рябинин также отмечает появление независимого и самостоятельного населения Заволочья, группы которого в летописях фигурируют как “двиняне” , “важане” , “пинегжане” , “вычегжане” и другие. Это явление Е.А.Рябинин расценивает как результат "низовской" колонизации Подвинья и слияния местных чудских коллективов с неоднородными в этническом отношении - славяно-финскими - выходцами из поволжских областей.

Можно согласиться с мнением известного российского историка М.В.Витова, что ассимиляция значительной части чуди заволочской завершилась к XVI-XVII векам, "хотя отдельные островки этой загадочной этнической группы (которая, скорее всего, не была единой) сохранились до XIX века".

Как происходило заселение Заволочья и как складывались отношения славян с аборигенами?

Выслушаем мнение классиков отечественной истории С.М.Соловьева и О.В.Ключевского. Сергей Михайлович Соловьев считает, что между славянами и чудью не было враждебных столкновений, так как "легко можно предположить, что племена не очень ссорились за землю, которой было так много, по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг другу... Все это происходило тихо, незаметно для истории, потому что здесь, собственно, было не завоевание одного народа другим, но мирное занятие земли, никому не принадлежавшей".

Василий Осипович Ключевский обращает наше внимание на важную особенность менталитета первых насельников Северного края: "Самый характер финнов содействовал такому мирному сближению обеих сторон. Финны при первом своем появлении в европейской историографин отмечены были одной характерной чертой - миролюбием, даже робостью,  забитостью".

Новгородские славяне, продвигаясь на север, несли развитую земледельческую культуру, навыки строительства, охоты, рыболовства...

Однако, вопреки мнению С.М.Соловьева, процесс заселения края русскими проходил не столь идиллически. Согласно народным преданиям Шенкурского района, чудь отчаянно защищала свою землю от вторжения новгородцев. На возвышенных местах возводились крепости для отражения натиска ушкуйников. Так, в заостровском приходе в конце прошлого века место, где чудь, по преданию, защищалась от новгородцев, называлось чудским городком. Он стоял на высоком угоре, под которым с одной стороны текла река Нюма, а с другой - глубокий ручей. Все это место было обнесено земляным валом. Как отмечалось в “Памятной книге Архангельской губернии за 1864 год", такая же крепость была построена и в Топецком приходе, на том самом месте, где стоит церковь. А когда не было сил противостоять отчаянным русским первопроходцам, чудь "закапывалась в землю. В ямах по углам ставились столбики, на крыши накладывали камни, а когда приближались к этим жилищам русские колонизаторы, подставки подрубались и туземцы заживо хоронили себя"...

В конце XVIII века академик П.Б.Иноходцев записал предание о “русско-чудских” войнах. Первые жители Каргопольского края были "погаными сыроядцами и белоглазой чудью, кои, приходя в пределы белозерские, делали великие опустошения... Жестокое сие иго терпели белозерцы, доколе не избавил их от оного князь Вячеслав. Собрав войско, обратил он все силы на отражение поганых от пределов своих и, проходя с большим трудом дремучие леса, топи и болота, прогнал чудь до берегов Белого моря".

Конечно, нередко случались вооруженные столкновения ушкуйников и чуди, однако они не определяли характер русской колонизации края, осуществлявшейся, в основном, вполне мирно.

Ассимиляция Чуди с русским переселенцами

Ни о каком поголовном истреблении чуди не может быть и речи. В 1864 году были опубликованы "Списки населенных мест Российской империи". Основываясь на сведениях, собранных Императорской Академией наук через архангельских приходских священников, можно утверждать, что во второй половине XIX века чудь еще существовала. В смешанном составе с русским населением она проживала в Архангельском, Холмогорском и Пинежском уездах. А в деревнях, расположенных вниз по течению реки Бояр-Курой (Анцифировской, Вахромеевской, Расходовской, Березинской, Обуховской, Нижнематигорской, Демидовской, Тюмшенской), чудь селилась обособленно.

Не только многочисленность славянского населения, пришедшего в Заволочье, но и культурное его превосходство обеспечило быструю победу русской культуры и русского языка и поглощение разрозненных немногочисленных чудских групп и прежде всего заволочской чуди.

Заволочская чудь, конечно, не исчезла бесследно, но была очень рано ассимилирована. Объясняется это тем, что плотность населения Севера до прихода сюда русских была очень низкой.

Чудские "печища" (так на Русском Севере называют исчезнувшие поселения) были распространены по всему Заволочью и Двинской земле. Важно помнить, что уже х XVII веку в некоторых местах чудь исчезла, ассимилировалась, а о том, что прежде она жила здесь, напоминали лишь печища да передаваемые из поколения в поколение предания...

Из каких  племен состояла Чудь?

Какие именно финские племена новгородцы называли заволочской чудью? На этот вопрос даются самые разные ответы. Финские языковеды и этнографы А.Й.Шёгрен и М.А.Кастрен отождествлтпот заволочскую чудь с народностью емь. Финский археолог Э.А.Европеус и российский этнограф П. С. Ефименко - с югрой, филолог К.Ф.Тиандер - с карелами. Па мнению Д.В.Бубриха, восточная группа племен веси — чудь заволочская — может быть отождествлена с легендарными биармийцамн...Он считал, что заволочская чудь исчезла очень рано, растворившись в массе русских переселенцев.

Свыше 170 лет тому назад знаменитый русский лингвист А.Х.Востоков поставил перед учеными задачу, над которой трудились исследователи ряда поколений и которая не решена до сих пор. В своей небольшой заметке "задача любителям этимологии" он предложил тщательно изучить названия местностей, чтобы узнать, "какие племена в России первобьггно жительствовали"...

Финский академик А.Й.Шёгрен сделал вывод о том, что на Севере до прихода русских жили различные финские племена: саамы, карелы, пермь. Так появилась "финская гипотеза" о происхождении дорусских географических названий Севера.

Финский ученый Д.П.Европеус высказал противоположное мнение о том, что "народом, вытесненным русскими из средней и северной России, были не финны, а угры, происходившие из одной с ними семьи, но значительно разнившиеся от них по языку и по ряду антропологических признаков"...

Профессор В.В.Пименов считает, что начальное проникновение веси в некоторые районы Заволочья произошло не позднее VIII-IX веков. В средневековую эпоху чудь "не представляла собой единого этнического массива, а жила небольшими гнездами, тяготевшими к водным путям сообщения". Он полагает, что до появления славян территория была пустынной и на ней могли проживать лишь редкие группы кочующих саамов.

Оригинальную этнолингвистическую концепцию развития и смены языковых общностей на основе изучения топонимики предложил крупнейший специалист в этой сфере А.К.Матвеев. Им выделен мощный пласт гидронимов с окончанием на "-ньга", "-еньга". В основном эти названия концентрируются в треугольнике, образуемом Вагой, Северной Двиной и Сухоной, - там, где проживала чудь заволочская. Ее язык, отнесенный А.К.Матвеевым к особой севернофинской группе языков древних племен, значительно отличался от остальных прибалтийско-финских языков, занимая "как бы промежуточное положение между прибалтийско-финскими и волжско-финскими языками"...

Продолжение исследований

Несмотря на значительные различия в оценке языковой и этнической принадлежности Заволочья, основной вывод о его родстве или, по крайней мере, близости к прибалтийским финнам разделяют почти все современные исследователи. Ученые не исключают присутствия в этом регионе иных этнических групп: саамов, волжских финнов и древних пермян.

Для нас очень важными являются археологические данные о чуди заволочской. Первые находки средневековых древностей в западной части Подвинья были сделаны еще в конце прошлого столетия, но они, по существу, не были учтены историками. Не привлекли должного внимания и материалы чудских могильников, раскопки которых были произведены в двадцатые годы Н.А.Черницыным.

Только в последние десятилетия начались серьезные археологические исследования. Ленинградский археолог Е.А.Рябинин посвятил находкам в бассейне реки Кокшеньги обстоятельную статью, в которой отмечает, что "средневековые древности Кокшеньги принадлежат одному из мелких подразделений летописной чуди заволочской, археологически крайне слабо изученной". На средней Ваге были исследованы захоронения в небольших бревенчатых срубах, помещенных в ямы на глубину около метра. Такие срубы, своеобразные "домики мертвых", очевидно, и обусловили возникновение преданий о вымершем чудском народе, некогда жившем в землянках ("чудь в землю ушла"; "чудь под землю пропала"; "чудь живьем закопалась" и т. д.).

Связи Заволочья с Русью археологически засвидетельствованы уже материалами наиболее ранних чудских памятников XI — начала XII веков. На первом этапе они выражались в проникновении в Подвинье славяно-русских изделий: украшений, орудий труда, бытового инвентаря, использовавшихся в качестве эквивалента в пушной торговле. Примерно с конца XII — начала XIII веков наблюдаются явления, уже не сводимые только к сбору дани и дальней торговле. Именно к этому времени относится появление в чудских погребениях древнерусской гончарной керамики, бытующей наряду с местными сосудами ручной лепки. Тем не менее, сегодня можно констатировать, что археологические материалы, документирующие начальный процесс древнерусского освоения края, этнокультуру заволочской чуди, незначительны.

Только всесторонние исследования по археологии, этнографии, фольклору, лингвистике и антропологии могут дать исчерпывающие ответы на вопрос о том, что же представляла собой чудь заволочская и чудь белоглазая.


Примечания:
1
. Из книги В.Булатова "Русский Север", книга первая "Заволочье. IX-XVI вв.". Архангельск, изд-во ПГУ. 1997 г.
2. С сокращением.
3. Булатов Владимир Николаевич (1946) -  доктор. ист наук, профессор, Поморский ГУ, г.Архангельск.
3. Разбивка текста по тематике - М.Зак
4. Библиография опущена.
5. Еще о чуди -
здесь.