ЧАСОВНЯ В ЗЕХНОВЕ

Часовня в Зехнове является выдающимся памятником деревянной архитектуры.

Часовня построена в конце XVIII в. и освящена во имя апостола Иоанна Богослова.
Поставленная свободно на возвышении, она прекрасно смотрится на фоне и близкого и далекого леса, над маленьким внутренним озерцом. Сруб часовни поднят на подклет, выпуски которого служат опорой крытой галереи, окружающей часовню с трех сторон.
Двухскатная кровля опирается на резные столбики галереи, между которыми было когда-то глухое перильное ограждение.
Rровля опирается на курицы (еловые стволы с корнем), а свесы кровли закрыты резными подзорами - полотенцами.
На первом плане - "курица", за ней - полотенце
Луковка врезана в конек кровли. Над входом – восьмигранная звонница с узким шатром и крестом на конце, пристроенная к часовне лишь в XIX веке. Без звонницы часовня не имела бы такого очарования.

Стоит часовня на валунах с берестяной прослойкой, защищающей нижний венец сруба от влаги.
При реставрации 1999 года произведена частичная переборка венцов, часовню подняли на два венца, позднюю кровлю заменили по образцам XVII - нач. XIX века. К паперти на западной стороне пристроили крытое навесом одномаршевое крыльцо.

Расписное "небо" часовни составлено из 12 граней и  никого не может оставить равнодушным. Оно создано, как и часовня, в конце XVIII века. Святые и архангелы, показанные на фоне звездного неба, окружают вас со всех сторон.
"Небо" из часовни Иоанна Богослова XVIII в. в д.Зехнова.
Над ними в центральном медальоне - изображение Вседержителя (Отличия в цвете фона - полиграфический брак источника - М.З.)
Иоанн Богослов-
покровитель часовни
Вседержитель
Вот что пишет о зехновском "небе" Т.М.Кольцова (книга "Небеса и окрестности Кенозерья" 2009 г.):
«Небо» этой часовни — самое древнее в Кенозерье. Время его создания можно отнести к последней трети — концу ХVIII века. Здесь представлена наиболее распространённая на реке Онеге программа росписи, включающая Распятие (на восточной грани)евангелистов (на четырёх гранях, направленных к углам перекрываемого объёма) и семь фигур архангелов. Во второй половине ХVIII века аналогичная композиция была написана на потолках каргопольских церквей в Саунине, Большой Шалге, Лядинах. Порядок расположения граней в Зехновой, скорее всего, был нарушен во время одного из ремонтов часовни, в результате чего движение святых на «небе» направлено к западной стене, а не к восточной, как положено.

В основе этого сюжета лежит древняя традиция изображать «Небесное воинство» в куполах каменных храмов. Ангелы — духовные существа, вестники Божии, через которых Он передаёт и возвещает Свою волю. В сочинении « О небесной иерархии», приписываемом Дионисию Ареопагиту, небесные силы разделяются на девять чинов, архангелы составляют восьмой, предпоследний, ангельский чин. Начальником ангелов признан архистратиг Михаил, его имя в переводе с древнееврейского языка означает: «Кто яко Бог». Он возглавил на небе войну ангелов против дракона (дьявола), обольщающего мир. Объединил «Небесное воинство» в лице других высших ангелов, призванных быть благовестниками воли Божией: архангелов Гавриила (благовестник Божий), Рафаила (врач Божий), Уриила (огонь и свет Божий), Селафиила (молитвенник Божий), Иегудиила (хвала Божия), Нарахиила (благословение Божие). В Книге Товита (конец III века до н.э.) сообщается, что Рафаил — один из семи ангелов, «которые возносят молитвы святых» перед Богом. Отсюда мы узнаём о числе (семь) архангелов на небе. Приставка «архи» свидетельствует об их особой миссии по сравнению с другими ангелами. Церковь установила праздник Собора святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 (21 по новому стилю) ноября.

Композиция «неба» представляет собой иллюстрацию к величанию «Небесного воинства» и других ангельских чинов....
Ближе всего к Божественной Троице в иерархии стоят серафимы (в переводе с древнееврейского — «пламенеющие»). Ещё в тексте книги пророка Исайи говорилось: «Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них шесть крыл». Этот образ получил непосредственное воплощение в программе «небес» Зехновой. Вокруг центрального медальона с изображением Вседержителя — круг, составленный из двенадцати чередующихся шестикрылых серафимов и херувимов, охраняющих Спасителя. Для создания образа «пламенеющего» кольца использована яркая раскраска крыльев красным и синим цветом.
Иконография архангелов была хорошо разработана в русском искусстве... Композиция «Небесное воинство» из семи фигур архангелов создана под руководством художника А.Антропова в куполе Андреевской церкви в Киеве. Изображения архангелов присутствуют в таких известных сюжетах, как «О тебе радуется», «Предста Царица», « Страшный суд». Их образы можно увидеть в гравированных святцах и других печатных изданиях. В русской иконописи особое внимание было уделено созданию изображений архангелов Михаила и Гавриила, так как их образы обязательно включали в состав иконостасов: их писали для деисусного чина, а также иногда на северных и южных дверях иконостаса... 

Иконописец, создавший  «небо» в Зехновой, обладает характерной манерой живописи. Благодаря этому к его творчеству можно  отнести  «небеса» часовни Макария Желтоводского в д.Фёдоровской, иконы алтаря Георгиевской церкви в деревне Фёдоровская на Порженском озере, а также деисусный чин в иконостасе деревни Семёново. Несомненно, это был мастер, который мог часто приезжать в Кенозерье, выполняя живописные заказы. Скорее всего, он был родом из Олонецкой губернии».

(Еще о "небе" в Зехнове и других часовнях см. "Небо").

Перейти на страницу ЧАСОВНИ КЕНОЗЕРЬЯ.