Игорь Грабарь

ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА (фрагмент)

 Глава XVIII 
КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ

Храмы, рубленые “клетски”, разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле или, по-народному, “на пошве”. Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья. Недоставало той видной и существенной части, которой в каменном храме являлся купол. Попытки дать этот купол или главу деревянному храму, устроенному “клетски”, весьма разнообразны. Конечно, глава эта получила здесь исключительно символический и чисто декоративный характер, не будучи конструктивно-служебной частью здания. Она являлась скорее принадлежностью кровли, так как между ней и церковным помещением находился чердак и над клетями храма всегда устраивался потолок.

Главе всегда сопутствует “шея”, соответствующая цилиндрическому основанию каменного купола — его барабану. Как глава, так и ее шея покрывались в чешую. Образцом такого простейшего клетского храма может служить та небольшая, недавно сгоревшая церковка в Плесе на Волге, которую Левитан написал в своей известной картине “Над вечным покоем”.

Петропавловская церковь в Плесе Костромск. губ. 1748 г.
(В 1904 г. сгорела)

Соединение шеи главы с коньком двускатной кровли весьма разнообразно и часто представляет в миниатюре среднюю часть типичного для данной эпохи храма. Например, y той же плесовской церкви в подножье шеи ее главки помещено было подобие купола или свода, перекрывающего четырехугольный постамент. Последний как бы имитирует главный корпус, рисовавшийся воображению строителя храма и таким образом весь этот мотив является миниатюрным повторением городского храма 18-го века — эпохи, к которой относится и сооружение плесовской церкви [По клировым записям, она была построена в 1748 г., и нет никаких оснований считать ее значительно более древней, как это допускали некоторые исследователи.]. Приблизительно так же водружена главка на кровле церкви в Синозерской пустыни Устюжского уезда Новгородской губернии.

Церковь в Синозерской пустыни Новгородск. губ. Устюжск.  уезда.  18 в.
(не кликать)

Разница лишь та, что в плесовской церкви постамент низкий, тогда как здесь он высокий с перехватом, дающим впечатление двухъярусной церкви и имитирующим “четверик на четверике” — мотив конца 17-го века.

Более древним видом соединения главы с кровлей клетской церкви является применение небольшой “бочки” или деревянного “кокошника”, представляющих в миниатюре характерную часть каменного храма, “закомару”. Этот мотив часто встречается в Олонецкой губернии и по Онеге, где народ особенно тяготел к формам бочки и кокошника.
Простейшим, a вместе с тем и древнейшим, является прием укрепления шеи непосредственно на кровле. В этом случае она как бы врезается всем своим корпусом в конец крыши.

Таким же образом врезались в кровлю шейки двух глав Богоявленской церкви в Елгомской пустыни Каргопольского уезда.
Церковь Богоявления в Елгомской пустыни Олон. губ., Каргопольск. уезда.  1644г. (фото Д.В.Милеева)
Эта церковь принадлежит также к числу древнейших в России, ибо постройка ее относится к 1644 году. Видоизменением этого приема служит устройство в подножье шеи главы части шатра, врезающегося в кровлю. В дальнейшем своем развитии клетский храм получает “подклет”, и таким образом помещение самого храма возводится в “горнюю клеть”. Это вполне соответствовало назначению здания, ибо и в жилых домах лучшие, парадные места отводились верхнему этажу, или “горницам”, тогда как низ шел под службы [В подклетах храма, или подцерковьях, никаких служебных помещений нет.]. Взгляд этот сложился, по всей вероятности, под влиянием климатических условий, заставивших поднять жилища на целый этаж ввиду снежных заносов и затяжных половодий. На севере избы и до сих пор ставятся высокие, двухэтажные, и тем понятнее стремление строителей храма рубить его как можно выше. Естественно, что им хотелось выделить его среди окружающего жилья и вознести дом Божий над домами людей. Если церкви типа плесовской отличались от изб и сараев только главками, то синозерская, даже лишившись своих глав, не оставляла бы сомнения в том, что это — не обыкновенное жилище. Ее суровый силуэт и серьезные линии придают ей известную торжественность и важность. Будучи приподнята на целый этаж, она потребовала устройства особого крыльца, по своей конструкции совершенно тождественного с крыльцами жилищ, но, конечно, значительнее и наряднее их.

Крыльцо синозерской церкви срублено “на отлете”, т. е. не прямо примыкает к стенам ее, a поставлено от них на некотором расстоянии. Лестница ведет сперва на особую площадку, стоящую на подклете, забранную со всех сторон и крытую. Такая площадка называется “рундуком”.

Отсюда уже идет другая лестница, тоже крытая, которая ведет в храм. Иногда крыльца прилегали и плотно к стенам и тогда устраивались на два всхода с двумя рундуками по сторонам. Крыльцам храма соответствуют, как и в жилищах, сени, представляющие собой крытые галереи, заменившие паперти каменных храмов. Галереи эти, или, как их местами называют, “нищевники”, так как в них помещаются нищие, примыкают к храму с западной стороны или же огибают его с трех сторон, оставляя открытыми алтарь и ближайшую к нему часть среднего помещения для молящихся. 

Дальнейшее плановое развитие клетского храма заключается в увеличении той западной части его, которая когда-то служила притвором. Эта часть, носящая название “трапезной” или просто “трапезы” храма, является вторым помещением для молящихся, часто значительно большим, нежели первое, главное помещение, настолько большим, что являлась необходимость установки двух или даже четырех столбов для поддержки потолка. Еще больше усложнились клетские храмы с устройством при них “приделов”, т. е. примыкающих к главному меньших храмов, составляющих с ним общую группу. Такой придел по облику своему действительно должен походить на отдельный храм, увенчанный главой с алтарем и трапезой или отдельным притвором, т. е. на законченное целое, примыкающее к главному храму. Такое условие чрезвычайно невыгодно для клетских храмов, представляющих по всему своему складу и строю законченное целое, но что и здесь возможны неожиданно красивые мотивы, показывает прелестная церковь в Осинове Шенкурского уезда, где удачно применен прием “двойней” — двух одинаковых смежных клетей [Введенская церковь с приделом Николая Чудотворца на основании клировых записей считается построенной в 1776 году.
Введенская церковь в Осинове Арханг.губ.  Шенкурск. уезда. 1684-1776 г. (Фото. И.Грабаря)
Не кликать
Однако в этом году церковь была, вероятно, только поновлена, обшита тесом, и была значительно расширена ее трапеза, так как из тех же записей следует, что как главный храм с престолом Введения Богородицы, так и придел Николая Чудотворца поставлены, каждый с отдельным входом, в 1684 г. и, по-видимому, тогда уже срублены были “двойней”. Во всяком случае, этот мотив не мог принадлежать концу 18-го века и был повторен со старой церкви, если бы она и была тогда возведена вновь. “Двойня” была в ходу в древнерусском гражданском зодчестве.]. Алтари клетских церквей бывают двоякой формы. Простейшие имеют вид четырехугольной клети, прирубленной к главной клети храма с восточной стороны. Более сложные прирублены в виде гранника о пяти наружных стенах. 
Такое устройство называется “по-круглому” и заимствовано так или иначе с алтарных полукружий каменных храмов. 

Окончательное развитие клетских храмов заключается в придании их кровлям той формы, которая установила за ними название “клинчатых церквей”, т. е. имеющих крышу в форме клина. Такова кровля упомянутой выше церкви Елгомской пустыни и особенно церкви в селе Спас-Вежи близ Костромы.
Церковь в селе Спас-Вежи близ Костромы. Начало 18 в.
Среднее место между обычной кровлей и клинчатой занимают покрытия Успенской церкви в Усть-Паденге Шенкурского уезда [Успенской эта церковь стала именоваться лишь с 1893 года, когда она была перенесена на приходское кладбище, до этого же она была Воскресенской. Она была построена в 1675 году и на новое место перенесена без всякого изменения во внешнем и внутреннем устройстве, расширены только окна, да обиты железом бочки и главка. 

Образование клинчатой формы, отличающейся от двускатного покрытия обыкновенной избы высоким подъемом конька, дающим острый угол, вызвано желанием строителей более отличить храм от сходных с ним жилищ, придав кровлям его необычную для жилища высоту. При устройстве крутого подъема кровли строители столкнулись с тем обстоятельством, что чем круче кровля, тем ближе подвигаются к стенам ее сливы, что за отсутствием желобов чрезвычайно невыгодно отражалось на нижнем основании клетей храма, подвергавшихся быстрому гниению от западавших атмосферных осадков. Стремление устранить этот недостаток заставило изобрести ту особую форму окончания верхних частей клетей, которая называется “повалом” от слова “повалить”. Повалы эти в клетских храмах образуются от постепенного удлинения верхних венцов западных и восточных стен клетей. Таким образом верхние венцы северных и южных стен храма как бы сваливаются со стены, образуя дуговой подкарнизный выгиб, что и будет “повалом”. Эти повалы служат основанием для устройства “полиц”, или сливов, далеко отводящих воду от стен храма. Из перечисленных выше клетских церквей повал усть-паденгской церкви очень незначителен, несколько больше он y Елгомской, еще больше y осиновской и особенно велик в древней мнастырской. 

В небольших часовнях достигали ломаной формы кровли и без помощи сильных повалов, попросту захватывая под полицы части коротких стен. Многогранная форма алтаря при высоком клинчатом подъеме кровли дает, в сущности, прототип шатровой церкви. Весьма возможно, что глаз древних строителей постепенно настолько привык к этой форме, что переход к церкви “древяной вверх” был для них нетруден и, вероятно, почти неприметен. Им должно было казаться, что новшества никакого эта форма не ввела. 

Удачное применение повалов, сохраняющих от гниения основание храма, вызвало применение их и при устройстве галерей. Повалами здесь называются те огромные бревенчатые выпуски от прилегающих к галереям стен храма, которые служат основанием для нижнего венца галерей. Устроенные таким образом галереи кажутся висящими, прилепленными к стенам храма, что дает общей храмовой группе своеобразный и живописный характер.
Воскресенская церковь в Усть-Паденге Арханг. губ. Шенкурск. уезда. 1675 г. Фото И.Билибина
(
Воскресенская церковь в 1893 г. перенесена на новое место и переименована в Успенскую-кладбищенскую). Такое применение повалов, освобождающих строителей от устройства особого подклета для галерей, встречается часто и в жилищах, особенно при устройстве холодных частей избы — сеней, крылец и т. п. В заключение нужно упомянуть, что как бочечные части кровли, так и клинчатые, состоят не из стропильных частей, a представляют собой не что иное, как продолжающуюся рубку стен, где удлинением или укорочением соответствующих венцов дают верхней части клети ту или иную форму. Таким образом кровля храма составляет со стенами одно монументальное целое, позволяя доводить их размеры до размеров гигантских. Купола и их шеи, как уже было упомянуто, всегда крылись в чешую, прямые же скаты, полицы и проч. крылись в два слоя с прокладкой бересты, или “скалы”, обрезным “красным” тесом, называвшимся поэтому “подскальником”. Нижним концам его придавали форму притупленного острия копья.

Покрытие кровель железом и обшивка стен снаружи храма тесом есть явление весьма позднее, вызванное желанием сохранить ветшающий храм или сделать его теплым. При толстых 12-вершковых бревенчатых стенах обшивка тесом вновь выстроенного храма являлась бы ненужной роскошью, особенно если принять во внимание трудность приготовления теса без помощи продольной пилы.
 
Примечания:
1. Из книги И.Э.Грабаря "Деревянное зодчество Русского Севера", гл. XVIII.
2. С небольшими сокращениеями.
3. Фотографии И.Билибине не кликаются.
4. Продолжение - Глава XIX. Шатровые храмы.