ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯ

Окрестности Каргополя очень богаты достопримечательностями. Основную часть составляют памятники деревянного зодчества. Это храмы - разнообразные по архитектуре и художественным достоинствам, некоторые из них образуют величественные комплексы. Для осмотра достопримечательностей окрестностей Каргополя мы предлагаем несколько маршрутов.

Все фотографии и схемы кликаются.


Маршрут 2.
Каргополь - Печниково - Красная Ляга - Лядины - Лекшмозеро - Морщихинская

Этот маршрут проходит от Каргополя в западном направлении.   по Пудожскому тракту, связывающему Каргополь с территорией, прилегающей к Онежскому озеру, и далее с губернским городом Петрозаводском. К этой дороге прилегали территории четыреж бывших волостей: Печниковская, Красноляжская, Лядинская и Лекшмозерская (Каргополь на схеме - в нижнем правом углу).
Ошевенский и Пудожский тракты
На протяжении 40 км от Каргополя дорога проходит через Каргопольскую Сушь, т.е ровное безводное плато, имеющее карстовую структуру. Водоемы здесь ислючительно редки, не считая небольших озерков, пересыхающих летом.

В 60 км от Каргополя начинается Озерный край, состоящий из холмистого рельефа, моренных отложений и многочисленных озер.
Здесь проходит водораздел между Балтийским и Беломорским водными бассейнами.

Бывшие Печниковская и Красноляжская волости
(на схеме 2-х км сетка).
Первое большое поселение на маршруте  - в 20 км от Каргополя - Печниково. Когда-то оно состояло из семи деревень, три из которых теперь слились и образуют нынешнее Печниково. Это деревни Ватамановская, Красниковская и Олеховская. В центре села  выделяется старая часть - Погост - с несколькими старинными деревянными домами конца XIX-начала XX вв.

Дом в Печниково. Из архива Г.Гунна
Основное занятие жителей - земледелие и то, что с ним связано, в первую очередь - работа на мельницах и в кузницах. А  близость Пудожского  тракта даёт возможность заниматься извозом.

В деревне  Ватамановской стояли храмы Печниковского погоста, утраченные к настоящему времени. Главным храмом была деревянная церковь Свв. Козьмы и Дамиана, упомянутая впервые в начале XVII в. Вторая церковь, тоже деревянная  - во имя Кирилла Новозерского - была построена в 1766 г. Обе церкви погибли от пожара в 1908 г. К 1912 г. была построена новая церковь, но и она сгорела в 1935 г. В 1998 г. на месте погоста печниковцы установили
поклонный крест.

Место Печниковского погоста.
Слева - Крест на месте погоста. Фото 2008 г.
Справа - часовня в честь Св. Кирилла Челмогорского на месте погоста.
Фото uchazdneg, 2013 г. Сайт sobory.ru
В 2011 году на месте Погоста построена и освящена часовня во имя св. Кирилла Челмогорского.

В центре села Печниково по проекту А.Бодэ строится новая церковь свв. Козьмы и Дамиана. Помещаем одну из них. Автор фото И.Смирнов.

Район Печниково  примечателен еще и тем, что  является родиной знаменитой каргопольской глиняной игрушки.  Возродила этот промысел Ульяна Ивановна Бабкина, проживавшая в дер. Гринево, которой уже не найти.

Одна из  выставок  Каргопольского музея - "Глиняная сказка" - открыта в селе Печниково Каргопольского района  - родине каргопольских мастеров гончарного промысла.

Если  после Печниково свернуть с Пудожского тракта направо, то лесная дорога выведет к несуществующему уже кусту деревень - Красной Ляге.

Когда-то в этот куст входило семь деревень, как и в Печниково. Деревни были крупнодворными, но, в отличие от Печниковских деревень, были более разбросаны. Расстояние между Печниковым и Красной Лягой составляло около 3 км, а между их погостами - 6 км.

Деревня Кучепалда, в 4 км от Красной Ляги, была одной из самых крупных в Каргопольском уезде. Но это не помешало к концу 1960-х годов опустеть ей и другим красноляжским деревням.
Здесь давно уже нет жилья. Исчезли даже остатки строений. Не понять, где были улицы. Ляга в центре села - круглое и довольно глубокое  озерко - зарастает. Рядом с ней в одиночестве стоит высокая ель.

В Красной Ляге занимались земледелием, мололи зерно на ветряных мельницах, изготавливали изделия из дерева.

В документах начала XIX века есть сведения о том, что в 1618 году в Красной Ляге построена деревянная церковь Рождества Богородицы с приделом св. мученицы Параскевы, а в 1655 г. -  деревянная церковь Сретения Господня с приделом архистратига Михаила. Рядом возвели деревянную колокольню.

Сретено-Михайловская церковь и церковь Рождества Богородицы. Фото начала XX в.
Судьба церквей сложилась не просто.  Рождественская церковь сгорела в 1864 г. и была вновь построена в 1872 г. Сретенская церковь в 1894-95 гг. была перестроена силами прихожан и освящена в честь архистратига Михаила.
Сретено-Михайловская церковь. Северный фасад. Оба прируба - под бочками. Фото конца XiX в.
К настоящему времени в  Красной Ляге сохранилась  летняя  Сретено-Михайловская церковь (Сретенская) - древнейшая деревянная церковь Каргополья.
Она представляет собой   восьмигранный сруб от  земли  с двумя прямоугольными прирубами. Основной объем завершен высоким шатром. Алтарный прируб перекрыт бочкой, притвор (вход в церковь) - на два ската. Стены церкви имеют обильно декорированную обшивку. Церковь стоит на белокаменном фундаменте.
Сретено-Михайловская церковь.
Слева: вид с с.-востока. Фото А.Бодэ.
Справа: вид с ю.-запада. Фото В.Шелемина. 2002 г.
При перестройке 1842 г. с трех сторон церкви была сделана галерея, с которой в церковь вели три прохода. На галерею вели два широких крыльца. Оба притвора были перекрыты бочками. При перестройке .в срубе были прорезаны высокие окна,  здание снизу доверху обшито тесом, а его наличники, повалы и алтарную бочку покрыли резьбой.
Основной 8-гранный сруб с обшивкой и декором. Фото А.Бодэ
Притвор с крыльцом.
Фото А.Бодэ
Иконостас в церкви был устроен позднее. Ограды никакой не было.

В настоящее время над прирубами  изменены завершения.  Восточный  - алтарный -  прируб перекрыт бочкой, западный прируб - притвор с крыльцом - перекрыт двускатной крышей.

Сейчас обшивка церкви представляет собой монотонную серую поверхность, но при внимательном осмотре обнаруживается, что каждя ее деталь была ярко раскрашена. Заметные следы раскраски сохранились, главным образом, на северном фасаде.

Рождественская церковь погоста  разобрана в 1965 году, бревна перевезены в Печниково, и из них был построен гараж.

Слава каргопольской глиняной игрушки и известность Сретено-Михайловской церкви в Красной Ляге сделали Печниково одним из самых примечательных  туристических центров Каргополья.

Примерно в 5 км  на северо-запад от Красной Ляги находится самое крупное селение - Кучепалда. Это было четвертое по численности селение во всей Олонецкой губернии. В нем в конце XIX века проживало 600 чел., в 1945 - около 200. В начале века нынешнего - всего 1 чел. Сохранилось несколько домов - необитаемых, расположенных вокруг пересохшего озерка-ляги.
Остатки от деревни Кучепалда.
В 2013 г. в Кучепалде еще можно было видеть часовню Ильи Пророка (конец XIX в.) - правда, в полуразрушенном состоянии.
д.Кучепалда. Часовня Ильи Пророка. Фото uchazdneg. 2013 г.
На Пудожском тракте в 35 км от Каргополя компактно расположен еще  один куст из семи деревень  - Лядины, но официально он называется Гавриловская (так написано на дорожном указателе).

Схема
Лядинской волости (на схеме 2-х км сетка)
Лядиною (или - лядо, ледина) называлось брошенное поле, на котором первые поселенцы вели подсечное земледелие. Как рассказывает Генрих Гунн, выбпрали удобное место, поросшее невысоким смешанным лесом, лес валили рядами и выкладывали "постелью", оставляли на год, а затем поджигали. Почву со сгоревшим настилом распахивали и засевали несколько лет подряд, пока урожай не становился слишком низким. Тогда поле оставляли зарастать и искали новое место.

Все семь деревень находились в визуальной взаимосвязи. В конце XIX века в них, крупнодворных, проживали 1300 человек. Все деревни были прибрежными, но  водоема в центре куста деревень уже давно нет, осталось болото.


Дом в Лядинах 1884 г. Фото А.Пономарева.
В начале XXI века из семи лядинских деревень жилыми числилось шесть, а население уменьшилось на 90%. Производства в Лядинах нет.

Самая крупная деревня лядинского куста - Гавриловская (Рубцово), находящаяся на Пудожском тракте. Она же и административный центр этих деревень.
С середины XIX в. в ней находились волостное управление, земская станция, арестантская ночлежка. А сейчас - и почта и магазин. В ней, конечно, были и кузницы, и мельницы.

Деревня Гавриловская (Рубцова). Фото 2008 г.
В Лядинах, как и положено бывшему волостному центру,  был погост, к которому сходились улицы нескольких деревень.  Церкви на погосте относятся в XVIII веку.

На снимке вид с запада: слева -  12-главая Богоявленская ц.,   справа - шатровая Покрово-Власьевская ц., между ними колокольня. (Фото 2002-3 гг.)
Первая церковь Лядинского погоста - "во имя Покрова Пресвятые Богородицы двухэтажная, священномученика Власия, построена в 1743 г., вторая Богоявления Господня с приделами страстотерпца Георгия и трех святителей...построена в 1792 г, обе деревянные..."(оброчная книга 1796 г.). Со временем их не раз подновляли: обшивали тесом,  заменили деревянную ограду на каменную, и т.п.

Лядинский погост. Покрово-Власиевская и Богоявленская церкви.
Фото 2005 г.
Шатровая Покрово-Власьевская церковь (или Покровская),  стоящая на невысоком подклете, представляла собой  высокий  двухэтажный четверик, на котором покоился восьмерик с высоким шатром. С западной стороны - двухэтажная трапезная. С востока - алтарный прируб, перекрытый бочкой. Высота церкви 42 м  Особенно величав шатер храма, едва ли не самый большой среди храмов Каргополья.

На нижнем этаже - зимняя Власиевская церковь - сумрачное сооружение с приземистым потолком. Верхнее помещение более просторное. Потолки на обеих этажах поддерживались опорными бплками-матицами, лежавшими на опорных резных столбах в виде поставленных одна на другую дынек с перехватами в виде жгутов.

Лядинский погост. Покрово-Власиевская церковь и "Небеса" в ней.
Фото И.Смирнова, 2006 г. Сайт sobory.ru
В верхней церкви сохранились резной позолоченный иконостас и расписное "небо". В центральном круге "неба" парит образ Бога-отца на престоле. От него лучами расходятся фигуры апостолов, архангелов, а по углам - трубящих ангелов.
 
Вторая церковь Лядинского погоста - Богоявленская, построенная в 1793 г. "Церковь эта - прекрасный пример неисчерпаемости форм деревянного зодчества" (Г.Гунн). Храм представляет собой восьмерик на четверике, завершенный пятиглавием. На углах четверика стоят еще четыре небольшие главки. Алтарный прируб перекрыт бочкой с главкой, и еще две главки расположены по бокам бочки. Общее количество главок на церкви - двенадцать, число, которое символизирует количество апостолов.

Лядинский погост.  Богоявленская церковь.
Слева - Общий вид. Фото И.Смирнова,  2018 г. Сайт sobory.ru
Справа - крыльцо Богоявленской церкви.
Церковь имеет  трапезную и уникальное "круглое" крыльцо с шестигранной лестницей, перекрытой полушатром на резных столбиках.

Ансамбль Лядинского погоста. Колокольня. Фото А.Ерошина.
Третий памятник погоста - шатровая колокольня, построенная по разным данным или в XVIII веке, или в 1820 г. В 1894 г. ее обшили тесом и покрасили белилами, а шатер - медянкой.

Колокольня композиционно завершает  храмовый  ансамбль,  расположенный в виде треугольника. Этим он оправдывает название ансамбля - "тройник" - и олицетворяет церковный термин "Святая Троица".

К сожалению, ансамбль в Лядинах не сохранился по вине молнии в 2013 году. Сгорели Покрово-Власьевская церковь  и колокольня.  Богоявленскую церковь  удалось сохранить.

Ансамбль Лядинского погоста. Осталась Богоявленская церковь.
Фото Е.Шелковникова, 2016 г. Сайт sobory.ru
Теперь она отреставрирована и сверкает красками.

Есть проекты возродить ансамбль, но дело пока не движется.

Службы в Богоявленской церкви не проводятся, так как она является музейным объектом Каргопольского музея. Для посещения церкви можно заказать экскурсию в Каргополе.

В деревне Фоминская, входящей в Лядинский куст деревень, сохранилась и действует  Спасская часовня (или Спаса Нерукотворного Образа). Это клетская часовня конца XIX - нач. XX вв., под двускатной кровлей.

д.Фоминская. Спасская часовня.
Фото uchazdneg. 2012 г.
Лядины находятся в отдалении от основного массива деревень Каргопольской Суши и окружены плотным кольцом лесов и болот. Это способствовало развитию таких видов промыслов, как охота и дегтекурение. Охотников в Лядинской волости было до 20% от общего количества жителей. Деготь вырабатывали для себя и для продажи.

 В д. Павловой  сохранился  дом священника Лядинской волости, в котором в 1892 г.  останавливался великий князь Владимир Александрович, приезжавший в Каргополь.

В Лядинах местной учительницей Надеждой Федоровной Ворощук создан музей  "Лядинские узоры", в котором представлена большая коллекция редких бытовых предметов.   Музей этот  стал одним из заметных туробъектов на Пудожском тракте.

В  деревне можно увидеть также старинные колодцы в виде в
орота с валом, установленным на двух столбах  под двускатной крышей.
д.Лядины. Старинный колодец.
ЖЖ
varandej

От Лядин можно продолжить путь по Пудожскому тракту - впереди Лекшмозеро, на берегах которого расположились три куста деревень -
Орлово, Лекшмозеро (Морщихинская) и Труфаново, входившие в Лекшмозерскую волость и находящиеся теперь на территории Кенозерского национального парка. Главная деревня  из них - Морщихинская.  От Каргополя до нее 75 км, до Орлово - 61 км.

Немного расскажем о бывшей Лекшмозерской волости.

Схема Лекшмозерской волости. Масштабная сетка - 2 км.
Под именем Морщихинская (сев. оконечность Лекшмозера) подразумеваются две слившиеся деревни - Морщихинская и Анфаловская. 
Деревня Морщихинская. Фото 2007 г. Сайт www.mybells.ru
Население Лекшмозерской волости составляло в 2000 г.  около 2000 чел., т.е. 90% от численности 1892 г.

В 8 км от Морщихинской на берегах Масельгского озера, в 3 км  одна от другой, расположены  деревни Масельга и Гужово
Через Масельгу проходит лесная  дорога от Лекшмозера на Кенозеро через д. Думино  и Порженское.

На западном берегу  Лекшмозера расположены 5 деревень под общим названием Орлово. Через Орлово проходит Пудожский тракт, который за деревней сворачивает на запад, к Пудожу. Все пять деревень занимают вдоль тракте около 2 км.

Еще один куст деревень - Долгозерский - находился к северу от Лекшмозера.

В документах XVI-XVII вв. в волости упоминается церковь Св. Петра и Павла. В 1823 г. деревянная церковь погибла от пожара, и к 1829 г. она заменена на каменные пятиглавую церковь с тремя престолами и  колокольню.
Церковь Св.Петра и Павла. Фото Е.Мазилова.
Церковь и колокольня сохранились до нашего времени.

В середине XIX в. на Хижгоре около Масельги строится деревянная церковь Св. Александра Свирского, освященная в 1871 г.  В конце 1900-х - начале 2000 гг. ее отреставрировали, и в ней проводятся службы.

Появилась церковь и в д.Труфаново. В 1895 г.  Георгиевская часовня в деревне перестроена в Георгиевскую церковь.

Церковь Св. Георгия
 в процессе реставрации.
Она тоже сохранилась, но неизвестно, действует ли она.
 
Еще в приходе числилось четыре часовни.

В .Морщихинской находятся центр и руководство Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. Соответственно, здесь расположены Визит-центр, Музей деревни, гостиница и гостевые дома для приезжих,  магазины и т.п.

Фото Е.Мазилова
Подробнее о деревнях Морщихинская, Орлово, Труфаново, урочище Масельга  см. на нашем сайте.

С Пудожского тракта, не доезжая до Лекшмозера, можно свернуть к Кирилло-Челмогорсому монастырю.
Из Морщихинской по местным дорогам можно проехать и пройти к Аглимозерской пустыни и Макарьевскому Хергозерскому монастырю.
 (См. выше схему Лекшмозерской волости).


Примечания:
1
. Использованные источники:
- Н.Тормосова. "Каргополье. История исчезнувших волостей". Каргополь, Правда Севера, 2011;
-  М.Гуров, Э.Сакулина. Архитектурный путеводитель. Институт наследия. М., 2018;
- Н.И.Решетников. "Русского Севера храмы. Каргополье", 2009;
- А.Бодэ. "Сретено-Михайловская церковь в Красной Ляге". НИИТАГ, 2012;
- интернет.
2. Фотографии  без указания автора - из упомянутых книг и архива нашего сайта.,
3. Карты  и схемы - из монографии Н.Тормосовой "Каргополье".
4. О Лядинах и Красной Ляге - см. отчет
А.Ерошина.
5. Будем благодарны нашим посетителям за замечания и советы. Наш адрес:
sitekenozero.zak@yandex.ru