Н.П.Лютикова,
старший научный сотрудник
Архангельского  музея деревянного зодчества  «Малые Корелы», Архангельск

КРЕСТЫ КАК ПЕРВИЧНОЕ КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ

Часовни можно рассматривать как первую ступень к образованию церковных приходов и монастырей.
Самим же часовням часто предшествовали так называемые поклонные или обетные кресты — «самые крошечные культовые постройки». Церкви устраивались на часовенном месте (или часовни путем перестройки обращались в церкви), а часовни часто строились на месте, где раньше стоял крест: над крестом или около него. Часовни, внутри которых находился крест, на Севере часто так и называли «крест», «крёст», «крестик». Можно предположить, что большинство часовен, посвященных Честному и Животворящему Кресту, Воздвиженью Честного Креста, Распятию Христову, Происхождению Честных древ Животворящего Креста, появились именно на месте крестов (или над ними).

Причины устройства крестов почти полностью совпадают с причинами возведения часовен. Так же, как и часовни, поклонные кресты часто возникали одновременно с северными поселениями (поставить крест было проще, чем срубить часовню). Постановкой креста рядом с домом освящали и «новоустроенный дом на новом месте». С крестов же часто начиналась история северных монастырей (Крестного на Кий-острове в Белом море, Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и многих других). Часто крестами обозначали и места бывших селений, монастырей, церквей и часовен.

Как уже отмечалось выше, одной из самых распространенных причин строительства часовен на Севере было какое-то общественное несчастье. Несомненно, по этой же причине возникла и большая часть обетных (ставившихся по обещанию, обету) крестов: болезни или падеж скота, суровая зима, неурожай, весеннее половодье, грозившее гибелью деревне, и т.д.
Ставили кресты в благодарность Богу и по поводу, не столь значительному для всей деревни, но важному для крестьянской семьи, например, когда утерявшаяся корова нашлась через неделю отелившейся и со здоровым теленком.
Часто ставили кресты, как и часовни, по обещанию, данному в минуты смертельной опасности. Особенно много таких крестов на побережье Белого моря. «Часто подвергаясь опасности на море, весьма естественно, что помор ждет и надеется спасения только от Бога, ибо он один всемогущ. Справедливо говорит пословица: ‘Кто в море не бывал, тот Богу не маливался”. Часто спасенные от верной гибели, поморы в знак благодарности к Богу ставят кресты на берегу какой-нибудь бухты, служащей убежищем».

Иногда такие кресты, поставленные после спасения на море знаменитыми историческими деятелями, становились достопримечательностями. Так, например, крест, собственноручно срубленный и поставленный в 1694 году Петром 1 близ Пертоминского монастыря в память спасения от бури при возвращении из Соловецкой обители, в 1805 году «с подобающей честию и торжественностью» был перенесен в Архангельский кафедральный Свято-Троицкий собор.

Обетные кресты могли положить начало существованию монастыря (как и часовни, устроенные над мощами местных святых), с такого креста началась история Крестного монастыря на Кий-острове. В 1639 году Никон (будущий московский патриарх, а тогда еще иеромонах) водрузил деревянный крест на этом острове в Белом море в память своего спасения; через 13 лет Никон (тогда уже митрополит Новгородский), возвращаясь из Соловецкого монастыря, куда он был послан за мощами св. Филиппа Митрополита, «пристал к тому же острову и, найдя в целости водруженный им крест», обещал построить здесь монастырь, что и исполнил.

Издревле кресты служили надгробными памятниками. На Севере их ставили не только на кладбище, но также рядом с домом или гумном (даже близ города Архангельска, в Соломбале, до середины ХУIII века умерших хоронили при своих домах), что, видимо, связано с древним обычаем славян хоронить умерших родственников. выкапывая могилу под самым порогом, чтобы дух предков охранял жилище от бед и напастей. Ставили кресты и над «братскими могилами», например, над захоронениями павших в сражениях с «литовскими людьми» в ХVII столетии такие кресты-памятники в Олонецкой и Архангельской губерниях при их ветшании возобновлялись в память о погибших в этом месте.

Но часто кресты-памятники о погибших ставили не над их могилами (когда таковых не было, как, например, у утонувших в море), а на берегу моря или у дома. Огромные кресты-памятники, стоящие на пустынных берегах, были далеко видны плывущим по морю. Кресты эти были одновременно и своеобразными «навигационными знаками» перекладины их всегда ориентированы «с ночи на полдень» (с севера на юг). С ХVI века при подходах к Большому Соловецкому острову были возведены кресты «для указания стрежа, или фарватера, по которому судно может пройти, без опасения сесть на камни; вдоль него были насыпаны «кучи великие и высокие каменные», в каждую врыт бревенчатый сруб, верхние ряды его бревен выступали над камнями, в сруб опускалось основание креста, и он наполнялся камнями доверху. За сохранностью и починкой крестов следил монах-смотритель».

Особенно много поклонных крестов ставили в северных монастырях — «в местах, почему-либо памятных братии или богомольцам». Эти кресты, как страницы летописи, отмечали все важные для монастыря события: посещение царем или архиепископом, отъезд их обители архимандрита или «учинение обители Ставропигиею». Во время заточения в 1666—1676 годах в Ферапонтовом монастыре патриарха Никона по его указанию в самом монастыре и по дорогам около него были установлены кресты с вырезанной на них надписью: «Животворящий крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за святую церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме» (своеобразная форма протеста «смиренного» патриарха).

Кресты, как и часовни, ставили в местах промыслов, рядом с промысловой избушкой.

Поводы устройства на Севере поклонных крестов чрезвычайно разнообразны. Их ставили и в память 900-летия крещения Руси (такой крест был установлен, например, напротив города Архангельска, на Кегострове) и на месте сожжения мятежного протопопа Анвакума в Пустозерске, в память того, что преподобный Дионисий Глушицкий, останавливался у ручья, чтобы напиться из него (Кадниковский уезд Вологодской губернии), на месте обретения явленной иконы и даже у глубокой расщелины на вараке (каменистой скале) в Кеми, «чтобы леший не таскал себе в щель людей». До 1843 года в деревне Григоровской Кехотского прихода Холмогорского уезда Архангельской губернии стоял крест «в память рождения св. Антония Сийского в Кехте и жительства в оной его родителей». В Веркольском приходе Пинежского уезда крест был поставлен на месте гибели св. Артемия Веркольского, «на пашне крестьянской, от селения в 100 саженях». Ставили кресты и на перекрестках дорог, у мостов, при въезде в деревни — «всюду, где считали почему-либо нужным осенить себя крестным знаменем».

Примечания:
1. Текст из статьи "Часовни и кресты на Русском Севере", опубликованной в сборнике "Кенозерские чтения-2009", Архангельск, 2011.
2. С небольшими сокрашениями.

3. Дополнительный материал: Часовни Кенозерья, Поклонные кресты

Перейти на страницу ЧАСОВНИ КЕНОЗЕРЬЯ