Мелютина М.Н.,Теребихин Н.М.

МАКАРЬЕВСКАЯ ХЕРГОЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ
(из книги "Сакральный ландшафт Кенозерья")

(Коротко о монастыре - здесь.)

Достопамятным местом и религиозным центром на протяжении многих столетий, вплоть до первой половины XX в., являлась Макарьевская Хергозерская мужская пустынь. Монастырь был основан в память преп. Макария Желтоводского и Унженского, устроителя Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу Волги и Унженской обители в костромских землях. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году.
После канонизации святого начинают активно строиться храмы, посвященные Макарию Желтоводскому и Унженскому. Устроение Макарьевской Хергозерской пустыни в 1630-е годы связано с деяниями иноков Сергия и Логгина.

Письменные источники о прошлом пустыни

Письменные источники о прошлом Макарьевской Хергозерской пустыни свидетельствуют: «Лета 1653, освящена церковь Живоначальныя Троицы в Хергозерской пустыни по благословению преосвященного митрополита Макария Новгородского. Того же году освящен придел Преподобного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца». Через пять лет после построения Троицкого храма уже воздвигнут другой, также деревянный, двухпрестольный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы и приделом Святого Николая Чудотворца, который был освящен в 1658 году. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году, согласно документам, в Макарьевском монастыре располагались только две деревянные церкви: Троицкая с приделом Макария Желтоводского и Введенская с нижним приделом Николая Чудотворца и двумя верхними приделами: в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и в честь Александра Свирского. В 1786—1790 годах, на месте сгоревшей церкви, выстроенной в 1653 году, был построен теплый каменный храм Введения Богородицы. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами», и вместо него в 1868 году была завершена постройка каменного храма.

На рубеже ХIХ—ХХ веков комплекс строений бывшей Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями, которая подходила к берегам Хергозера. В центре архитектурного ансамбля располагался пятиглавый каменный собор во имя Святой Животворящей Троицы, освященный 25 июля 1872 года. Храм был трехпрестольный: главный престол освящен во имя Святой Животворящей Троицы, престол на правой стороне — во имя св. мучеников князей Бориса и Глеба, левый престол — во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского. В храм вели три входа: с западной, южной и северной сторон.
Вблизи южного входа храма отдельно была поставлена каменная восьмиугольная колокольня, высотой не более 8 сажен.
Рядом с ней располагался каменный пятиглавый теплый храм во имя Введения во храм Божией Матери с приделом по левой стороне во имя святого Николая Чудотворца, построенный «обещанием усердствующих благодетелей и по сборным книгам, выданным от начальства».

Южнее храмов, под большим деревянным навесом, обнесенным перилами, находился деревянный крест.  Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», которые за плату сдавались паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика. далее, у самого начала мыса на росстани труфановской и ошевенской дорог стояла часовня во имя Честного Животворящего Креста Господня...

Круг северных святых

На Русском Севере складывался свой круг наиболее почитаемых местных святых, подвизавшихся в монастырях, городах и весях в ХV—ХVI веках. В коллекциях музеев собраны иконописные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Антония Сийского, Никодима Кожеозерского, праведников Артемия Веркольского, Прокопия Устьянского и других. Первые иконописные изображения северных святых часто создавались людьми, знавшими их, помнившими их облик. Известно, что образ Зосимы Соловецкого был написан в ХV веке игуменом Соловецкого монастыря Досифеем. Образ Антония Сийского вошел в Сийский иконописный подлинник, что свидетельствует о том, что он был создан в монастыре. Икона с изображением Кирилла Белозерского была создана Дионисием Глушицким, который, по преданию, пришел за три года до смерти прославленного игумена-чудотворца, чтобы написать его портрет.

Существование первообразных икон и их повторений является широко распространенной иконописной практикой. Особенностью иконы является то, что пространство и время строятся здесь по законам, отличным от нашего обыденного сознания. Икона пишется с точки зрения вечности, поэтому в ней могут быть совмещены разновременные пласты. Прошлое, настоящее и будущее как бы сконцентрированы и существуют одновременно. Икона представляет собой не только фигуративный, но и пространственный образ. Образы устроителей кенозерских монастырей в полной мере являются образами
символами пространственного, художественного и ритуального творчества человека. Существование локальных монастырских святынь являлось важнейшим знаком сакрализации пространства.

Чудотворная икона прп. Макария

Известность Хергозерского монастыря определялась, прежде всего, тем, что здесь находилась чудотворная икона преп. Макария Желтоводского и Унженского. Церковная жизнь России ХVI века проходила под знаком Макарьевских соборов, с канонизацией на них отечественных подвижников благочестия. Церковное признание святого становилось делом общего центрального собора русской церкви.

Чудотворная икона преподобного Макария, располагавшаяся в начале ХХ века в Введенском храме обители, подробно описана священником Хергозерского прихода А.И.Кипреевым. Известно, что благодаря радению Бориса Сорокина в середине ХVII века чудотворный образ был обложен золотом и серебром. Перенос иконы во Введенскую церковь, вероятно, был осуществлен в связи с пожаром древнего Троицкого храма. В описании священника А.И.Кипреева указано: «Точно такая же икона (копия), но только позднего времени и в одинаковой ризе…находится в другом храме в честь Пресвятые Троицы». Сравнение описания чудотворной иконы с сохранившимися памятниками близкой иконографии позволяют сделать вывод о более позднем распространении подобной конструкции на территории Кенозерья на протяжении ХVIII—ХIХ веков.

О чудесах монастырской святыни составлено специальное произведение «Сказание о преславных чудесех чудотворного образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределех, в Хергозерской пустыни обретающагося», опубликованное К.А.Докучаевым-Басковым. Чудеса, совершаемые преподобными, были главным основанием веры к ним.

«Испытав чудо над собой или увидев его над близким человеком, крестьянин считал долгом сходить в монастырь, чтобы там попросить братию предать его описанию. Это была нравственная обязанность к чудотворцу», — пишет В.О.Ключевский. Согласно мысли М.М.Бахтина, «чудо — это важный и не умирающий концепт в системе народной веры. Он наполнен уже не раритетно-курьезным, а чудесным; каждая вещь в нем — оружие, одежда, источник, мост и т. п. — имеет какие-нибудь чудесные свойства или просто заколдована». Трансцендентное «выходит за пределы опыта» жития святых. Смысл реликвий и чудотворных икон в том, что они являются стержнем конкретно организованных сакральных пространств и благодаря своим внутренним свойствам способны противостоять изменениям времени.

Типы икон прп. Макария

Иконография преподобного Макария Желтоводского и Унженского исследована Л.П.Тарасенко. Согласно структуре, предложенной автором, существует три типа иконографии преподобного Макария Унженского и Желтоводского. С целью создания более полного представления об иконах с изображением преп. Макария дополним круг выявленных исследователем произведений образами, сохранившимися на территории Кенозерья.
Прп.Макарий
из д.Рыжкова,
около 1801 г.
Прп.Макарий
из д.Качикова горка,
кон.18-нач.19 вв.
Прп. Макарий
из д. Федоровская.
Мастер Федор З.Иок, 1881 г.
К типу «единоличного изображения Святого в молении Спасителю» относится икона, написанная старообрядческой иконописной артелью около 1801 года и хранящаяся в часовне Введение Богородицы во храм (деревня Рыжково). Мастером Федором Захаровым Иоком была создана икона «Святой преподобный отец Макарий Унженский Чудотворец» для иконостаса придела во имя Собора Пресвятой Богородицы Георгиевской церкви деревни Федоровская. Иконы иконографического типа «преп. Макарий в составе избранных святых» дополняет образ преп. Макария и Никодима Кожеезерского (середина ХIХ века) из часовни мучеников Флора и Лавра деревни Семеново.
 
Образ преподобных Макария Унженского и Кирилла Челмогорского из храма Александра Свирского хранился в часовне на Хижгоре (Лекшмозерский приход) до 1980-х  годов. Икона с изображением преподобных Александра Ошевенского, Макария Желтоводского и Пахомия Кенского из Никольской часовни деревни Вершинино зафиксирована Э.С.Смирновой во время экспедиции Государственного Русского музея в 1962 году и др.

Важнейшим знаком храмовых интерьеров является иконостас, который по образному выражению о.Павла Флоренского «есть видение.., явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти. Иконостас есть сами святые». Выбор сюжетов для иконостасного ряда определяется в каждом храме изографом — автором иконографической программы иконостаса. «Иконописец выполняет роль режиссера, по воле которого вводятся те или иные персонажи… Именно таким образом достигается многозначность смыслов и ассоциаций, которые являются отличительной чертой храмовой декорации».

(Подробнее об иконостасе Троицкого собора Макарьевской пустыни см. здесь - М.З.)

Дороги к Макарьевской пустыни

В народной памяти сохранились воспоминания о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение.

«Макарий» (местное название), как локус «иного мира», отделен от сельских поселений, расположенных на берегах крупных водоемов Кенозера и Лекшмозера, труднодоступными заболоченными водоразделами.

«Несмотря на уединенное, чисто отшельническое местонахождение Хергозерской пустыни, из всех окружающих ее «волостей» — приходов проложены к ней если не дороги, то, по крайней мере, тропины», — пишет К.А.Докучаев-Басков. Автор указывает дорогу в обитель от города Каргополя через Печниковский, Лядинский приходы, затем тропа идет до Половинного озера к Кирилло-Челмогорской пустыни. «От Челмогорской пустыни около 4 верст до д. «Труфановы», дорога пролегает преимущественно по озеру Лекшмозеро; далее, почти в 25 верст, «волок», не имеющий никакого жилья. Не доходя 3-х верст до «Макарья», слева примыкает дорога из Лекшмозерского погоста». «Другая дорога в монастырь шла из города Каргополя через Ошевенский монастырь (42 версты), д. Халуй (4 в.), затем «волок», около 25 в... Но последний переход несравненно хуже, чем от д. «Труфановы», — свидетельствует К.А.Докучаев-Басков.
 
Дороги связывали обитель с деревнями Лекшмозерского прихода (деревни Морщихинская, Казариновская, Масельга) и Хергозерского прихода (деревни Думино, Вильно, Ожегово, Федоровская). Дорогой по берегу Лекшмозера и далее путем от деревни Труфаново совершали движение паломники в монастырь из деревень Хвалинская, Воротниковская, Кайсаровская, Прокошинская, Илексинская.

Хождение к «Макарью» с кенозерских деревень происходило через деревню Спицыно. Н.П.Спицына и Л.С.Капустина из деревни Спицыно указывают, что путь шел через лес по берегу Нотозера, далее через реку Чаженьга. Иным связующим пунктом с Макарьевским монастырем была деревня Ведягино. На обнаруженном М.Н.Мелютиной документе «Геометрический специальный план Каргопольского уезда, Лекшмозерской волости, состоящей внутри бывшей Хергозерской пустыни...» 1889 года указаны дороги в обитель из поселений Спицыно, Федоровская, Масельга.

Находясь в лесной глуши, Макарьевский монастырь содержал мощную сеть коммуникаций — дорог: два проезжих пути из города Каргополя и 10 проселочных дорог из деревень четырех приходов: Лекшмозерского, Видягинского, Ряпусовского, Хергозерского.

Судьба строений пустыни

По воспоминаниям жительницы деревни Морщихинской З.Я.Нефедовой, зимой 1965 года, в связи с организацией лесозаготовительных работ и укрупнением хозяйств, насильно выселяли местных жителей из деревни Макарьевской. По свидетельству жителя д. Морщихинская И.Л.Пономарева, Введенский храм стали разбирать на кирпичи в 1960-е  гг. Троицкий храм в руинированном состоянии сохранился до наших дней.
Был уничтожен целый ряд сельских поселений во второй четверти ХХ столетия. «Макарий» являлся важным ландшафтно-планировочным узлом. Уничтожение этого сакрального центра повлекло за собой нарушение исторически сложившейся системы коммуникаций: большинство дорог заросло или едва прослеживается, возникла изоляция между смежными расселенческими системами. Однако «культурный феномен» — монастырь, основанный в ХVII веке, продолжал оставаться духовным центром территории. На рубеже ХХ—ХХI веков паломничество к «Макарию» вновь возрождено.

Социально-политические изменения, происходившие в России в первой четверти ХХ столетия, привели к уничтожению монастырского ландшафта Кенозерья. На территории четырех утраченных обителей сохранилась лишь в руинированном состоянии Троицкая церковь Макарьевского Хергозерского монастыря (Хергозерского прихода).


Примечания:
1. Из книги М.Н.Мелютиной, Н.М.Теребихина "Сакральный ладшафт Кенозерья". Архангельск, 2013.
2. С небольшими сокращениями
3. Авторы: Теребихин Н.М. - канд. ист наук, докт. философ. наук, проф., член-кор. РАЕН. Работает в Поморском ГУ, Архангельск..
Мелютина М.Н. - канд. философ. наук, зам. дир. Кенозерского нац. парка.
3. Библиография опущена.
3. Разбивка текста на разделы и подразделы, значения слов в начале текста и выделения в тексте сделаны ведущим сайта.

4. Фотографии - из книги и архива сайта.

Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".

Перейти на страницу "Монастыри и церкви Кенозерья"