МОНАСТЫРИ АРХАНГЕЛЬСКОГО СЕВЕРА
 с XII века до настоящего времени
(тематическая подборка)

Вл. Васёв:
...В дореволюционной России была выстроена мощная пирамида отношений государства, народа, церкви и в этой связке каждая сторона играла свою особую роль. Исторически сложилось, что в системе ценностей культурного наследия Поонежья церковная составляющая занимала ведущее место. Материальные свидетельства: храмы, книги, иконы, богослужебная утварь и внутреннее убранство церквей органично вписались в культуру Севера.

После крещения Руси в 998 году началось в государстве бурное строительство церквей и монастырей, и духовенство стало принимать все более активное участие в общественной жизни страны. Священники сопровождали княжеские дружины, вдохновляя ратников словом божьим, являлись духовными наставниками высших лиц государства, несли идеи православия в широкие массы народа. Массовое переселение крестьян на новые земли обусловило и приход духовенства.

...Сотни и сотни незаметных подвижников веры из века в век жили бок о бок с крестьянством, но о них, так же, как о церквях, стоящих в погостах, практически ничего не известно. Более освещена жизнь монашествующего духовенства, святых мужей и монастырей. Монашество выдвигало из своей среды наиболее ярких представителей веры, о подвигах и иноческой жизни которых писались жития, их служение и деятельность привлекали к себе внимание и почитание тогдашних и последующих поколений...

Г.В.Алферова:
Строительство монастырей в Каргополье началось в XIII-XIV вв. Монастырской колонизации края сопутствовала крестьянская. Тогда же началась широкая миссионерская деятельность монахов, сыгравшая большую положительную роль в освоении славянами нового края.

Вл. Васёв:
С онежской округой связаны имена Кирилла Челмогорского, Савватия, Зосимы и Германа Соловецких, Александра Ошевенского, Пахомия Кенского, Антония Сийского, Кирилла Каргопольского или Сырьинского, Нифонта, Серапиона и Никодима Кожеозерских, Диодора Юрьегорского. Все они являлись основателями или благоустроителями монастырей и пустыней северной земли. Разной величины были эти монастыри и различный вклад внесли в их создание и развитие славные подвижники. Важно другое, то, что сами преподобные являлись яркими личностями, все свои силы положили они на алтарь веры и отечества и память о подвигах их пережила века.

Л.Г.Шаповалова:
Кто, например, знает теперь о мужской Казариновской пустыни? О ней известно только по архивным документам. Обитель эта была основана в ХVII веке на юго-восточном берегу Лёкшмозера, в трёх-четырёх верстах от Кирилловой обители, примерно там, где расположен куст деревень Труфаново. Казариновская пустынь была упразднена ещё до эпохи царствования Екатерины II, и от неё осталось лишь название одной из труфановских деревень — Казариновская.

М.Н.Мелютина:
Связь монастырей с духовным центром - г. Каргополем осуществлялась  не только по дорогам, но и через монастырские подворья.

Подборка состоит из четырех разделов.
Чтобы перейти к разделу, надо кликнуть по его названию.

1. МОНАСТЫРИ КАРГОПОЛЯ:
- Строкина пустынь.
- Спасо-Преображенский мужской монастырь.
- Малоизвестные монастыри Каргополя (Спасо-озерская пустынь, Свято-Духовский, Крестовоздвиженский).
- Монастырь на Колобовой горке (он же Успенский женский).

2. МОНАСТЫРИ  ВЕРХНЕГО И СРЕДНЕГО  ПООНЕЖЬЯ:
-
Александро-Ошевенский монастырь.
- Кенская или Пахомиева пустынь.
- Кирилло-Челмогорский монастырь.
- Монастыри верхнего Поонежья
(Кодлоозерский, Наглимозерская пустынь).
- Хергозерская Макарьевская пустынь.
- Юрьевогорский монастырь.
- И еще о монастырях Каргополья (Шелексинско-Троицкая пустынь,  Ямецкая Благовещенская пустынь).

3. МОНАСТЫРИ НИЖНЕЙ ОНЕГИ:
-
Сырьинский монастырь.
- Кожеозерский монастырь.
- Крестный монастырь (Ставрос или Кийский)
.

4. СОЛОВЕЦКИЙ  МОНАСТЫРЬ.

5. ПРАВОСЛАВНЫЕ  МОНАСТЫРИ  И МОНАШЕСТВО  ОЛОНЕЦКОЙ  ЕПАРХИИ
во второй половине
XVIII – начале XX века
.
6. Владимир Булатов 
(из книги "Русский Север")
ПРАВОСЛАВНЫЕ МОНАСТЫРИ РУССКОГО СЕВЕРА
7. Ю.М.Критский, С.Л.Синяговский МОНАСТЫРИ И ПУСТЫНИ КЕНОЗЕРЬЯ...


Примечания:
1. Подборка сделана на базе книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее" с использованием следующих источников:
- Вл.Васёв "Поонежье: прошлое и настоящее" Вельск, 2008;
- Г.В.Алферова "Каргополь и Каргополье", М. Стройиздат, 1973;
- cтатья Г.Гунна "Царская пустынь...." (о Дамиане и Юрьевогорском монастыре);
- М.Н.Мелютина, И.М.Теребихин "Сакральный ландшафт Кенозерья..."
- статья М.Н.Мелютиной "Монастырский ландшафт Кенозерья..."
- статьи А.Бодэ "Благовещенская церковь в деревне Пустынька" и "Троицкая церковь на Юрьевой Горе".
- книга Л.Г.Шаповаловой "Долгое эхо..."
- сайт "Православные приходы и монастыри Севера".
- диссертация Ю.Н.Кожевниковой "Православные монастыри и монашество..."
2. В тексте о Хергозерской пустыни, взятом из книги Вл.Васева, исправлена одна фактическая ошибка, касающаяся расположения монастыря.
3. Разбивка на подразделы -  от ведущего сайт.
4. Подбор иллюстраций - из книг Вл.Васёва, Г.В.Алферовой, архива сайта и интернета.
5. Последние данные о состоянии монастырей - не позднее  2006 г.
6. Под Поонежьем подразумевается территория бассейна реки Онега, однако есть и исключения, допущенные Вл Васёвым: в обзор включены Соловецкий монастырь на Белом море, Дамианова пустынь на Юрьевой горе (бассейн Онежского озера).