Н.А.Макаров,
кандидат исторических. наук,

КУМБАСОЗЕРСКИЙ ПРИХОД
(из книги "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и среднего Поонежья")

Церковь во имя Пророка Илии в деревне Кумбасозеро в 1863 г. (по другим данным она была построена в 1902-3 гг. - М.З.) была приписной к Корбозерскому приходу (Пудожская волость - М.З.). В том же году она снаружи была покрашена белилами. Тогда же  Прохор Карпов, священник Корбозерского прихода, писал в Каргопольское духовное правление: «...Чрезмерная обширность нашего Корбозерского прихода и неудобоисполнительность исправления христианских треб в отдаленных селениях прихода по причине разлития весною и осенью рек, ручьев и топучих болот, непременно требует из приписной Ильинской церкви образовать самостоятельный приход».
Церковь Пророка Илии в д.Кумбасозеро. Сайт sobory.ru Фото 2014 г.
Приход в начале XX в. входил в Вершининскую волость Пудожского уезда Олонецкой губернии. На юге граничил с Вытегорским и Каргопольским уездами Олонецкой губернии, на севере - с Архангельской губернией. Кумбасозерский погост располагался в 25 верстах к северо-западу от Кенозерского погоста.

В состав Кумбасозерского прихода входили 5 деревень: Кумбасозеро, Кумбасозерская Новина, в 15 верстах от которых к северу находилась деревня Заволочье, а в четырех верстах к востоку от нее находилась деревня Яблонь-Горка и в 10 верстах от последней к юго-востоку располагалась деревня у Глубокого озера. В 1913 г. в приходе проживало всего 597 человек... В 1894 г. в Кумбасозерском сельском обществе проживали 272 человека, насчитывалось 34 дома... В 1905 г. крестьяне держали 39 лошадей, 75 коров, 59 голов др. скота.

Главным занятием населения прихода были земледелие и скотоводство. Своего хлеба большинству крестьян (3/4) хватало лишь до Нового года. Остальной хлеб приобретали либо на ярмарках и торжках в Кенозерском погосте, либо в Пудоже. Земли (глинистые и песчаные) были неплодородные. Четверть населения собирала хлеб, которого хватало на 1—2 месяца. Скота держали мало: в среднем на семью одна лошадь, одна корова и одна голова другого скота. Современник писал: «...У лучшего из жителей 2 лошади и 3 коровы, но и то какие-то жалкие... Мелкого скота, как например, овец, держали мало, о свиньях не имеют понятия и считают их чуть ли не погаными животными».

В зимний период (сезон) почти все население прихода работает на лесозаготовке и вывозке леса. Работы начинаются с 10 декабря и заканчиваются в конце марта. Дневной заработок мужчины «при хозяйских харчах и платье» составлял 35—40 коп. день, женщины и подростка — 15—20 коп. 1-15 мая начинался сплав заготовленного леса. На сплаве работали полторы—две недели... Кумбасозерцы сплавляли лес только до рек Водлы и Почи. Заработок в день составлял: у мужчин — 80 коп. — 1 руб., у подростков — 40—50 коп. В среднем на сплаве мужчина зарабатывал 10-15 руб.

После сплава начинался тяжелый труд земледельца, который завершался уборкой урожая 10-20 сентября. Затем начинался сезон охоты до лесозаготовок. Средний доход от охоты составлял 10—25 руб. на крестьянское хозяйство. С конца мая до тех пор, пока озера и реки не скует лед, кумбасозерцы занимались рыболовством.

Дорог в Кумбасозерский приход не было, только пешеходные и для верховой езды тропы. На телеге, летом, и то с трудом, можно было проехать с Кенозера от деревни Екимово до озера Кумбас. От деревни Заволочье на Яблонь-Горку и от нее на Глубокое озеро, а от последней к Кенозеру (деревня Печихино) можно было проехать только верхом..

 Такова небольшая история первого из приходов, лежащих на Новгородском пути в бассейне реки Онеги.

Далее - Почозерский приход.


Примечания:
1. Из монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья", Архпнгельск, 2007.
2.
С некоторыми сокращениями.
3. Библиография опущена.

Перейти на страницу Н.А.Макарова.