Н.И.Решетников

КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (фрагмент путеводителя)

От Каргополя до обители Кирилла Челмогорского более шестидесяти километров пути, который отмечен был пятью крестами и двумя часовнями. На Пудожском тракте у поворота на Кирилло-Челмогорскую Пустьнь в 2005 году был поставлен посвящённый преподобному Кириллу трехметровый голгофский крест, освящённый епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном.

Каким был путь от Каргополя до монастыря довольно подробно и красочно описал К.А.Докучаев-Басков. Процитируем хотя бы несколько строк, описывающих состояние путника перед приближением его к самой обители: «Но вот начинают появляться пустыри-перелоги, пахота, кругозор расширяется, лес начинает отодвигаться в стороны, далее от дороги. Вправо тёмный еловый лес идёт до самого озера (Челмо) в виде огромной высокой стены. Влево и впереди виднеются поля, до Пустыни остаётся не более полутора верст. И, как бы заманивая путника, мелькнёт она пред глазами его, чтобы потом опять скрыться. Вдали против странника высокие ели, и о самую крайнюю из них, немного правее, как бы приютясь к этому исполину, покажутся в первый раз купол колоколенки, крыша с главою и верхняя часть белеющихся стенок Богоявленской церковки. Как Эдем прекрасна она! По крайней мере, после лесной глуши и дичи и повсюдной Пустыни представится она в первый раз каким-то земным раем, невольно притягивающим к себе. Поспешим и мы мысленно туда и, падши пред чудотворным гробом подвижника, испросим его святых молитв».

Преподобный Кирилл (поминается 8/ 21 декабря в день преставления и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в соборе Новгородских святых) появился на речке Чёлма в окрестностях Лекшмозера в стародавние, древнезаветные времена — в 1316 году, то есть более чем за 130 лет до основания Александро-Ошевенского монастыря.

А родился он ещё в ХIII веке — в 1286 году, в тот год, когда произошло окончательное обособление Белозерского княжества от Ростовского. Двадцати лет он поступил в Новгородский Антониев монастыръ, где подвизался шесть лет. Удалившисъ из монастыря, он три года скитался в поисках уединенного места, пока не оказался в Каргополье. Место для обители было выбрано на высоком берегу то есть на горе, почему и получила название Челмогорской (или Челмской), да и сам Александр вошёл в историю с прозвищем Челмогорский.

Вначале Кирилл жил в вырытой им самим пещере, что было характерным для многих пустынников того времени (вспомним Киево-Печерскую лавру и Псково-Печерский монастырь). Потом выстроил часовню и соорудил келью. Питался выращенными им самим овощами да травами. Через три года к нему присоединился брат Корнилий. Но вскоре он покинул Кирилла в поисках более уединённого места.

Славянского населения в те времена там не было. Жила, как говаривали в старину, чудь белоглазая, финские племена. Эту чудь и просвещал преподобный Кирилл, пребывая в подвигах 52 года. В 1368 году в возрасте восьмидесяти двух лет он мирно скончался, приобретя всеобщую славу и уважение. Местные финны, встретившие его поначалу враждебно, к концу его жизни приняли крещение.

Это житийные сведения. Однако, исследователи его жития высказывают разные мнения. Первым усомнился К.А.Докучаев, а Г.П.Гунн, анализируя различные житийные повествовавия и документы, приходит к выводу, что Кирилл Челмогорский жил не в ХIII—ХIV, а в ХV—ХVI веках. Если и так, то это ни в коей мере не умаляет значения его христианского подвига.

Прославился он не только своим подвижничеством, но и чудесами, которые происходили от него и после смерти. Последнее из его посмертных чудес житийные повествования относят к 1674 году.

В отличие от Александра Ошевенского Кирилл Челмогорский монастырь не основывал. Он жил пустынником, приводя ко Христу местных жителей. Тем не менее, в списке настоятелей Челмогорской пустыни первым значится Кирилл как основатель (без указания даты), а за ним следует игумен Ефрем (и указана дата — 1544 год).

Через несколько лет по его кончине пришёл на то место монах Серапион, к которому потом присоединился другой монах. Они устроили гробницу над могилой Кирилла, но прожить там, в безлюдьи, смогли только три года. Приходили туда потом и другие иноки. И только иеромонах Арсений сумел собрать общину из двадцати четырёх иноков, которые и стали осваивать по-хозяйски землю обетованную, возведя Успенскую церковь с трапезной. Обитель именем Кирилла приобретала всё большую и большую славу.

По житийным сведениям, в 1429 году была построена церковь Богоявления с приделом Святой Екатерины. Монашеское общежительство, насчитывающее до восьмидесяти человек, стало называться обителью Кирилла Челмогорского.

В ХVI веке настоятелями монастыря были Ефрем и Евстафий, в ХVII веке — Мисаил, Варлаам и Никита. Последними игуменами были Макарий и Тимофей.

Изначально храмы монастыря были деревянные.
К.А.Докучаев-Басков в «Христианских чтениях» за 1889 год опубликовал документ, в котором даётся их описание: "церковь Богоявления Господня, холодная, на верху рублен четверик, вершён клином, глава, на главе крест железный, а глава крыта чешуёю, в церкви... гробница Кирилла Чудотворца... Да в монастыре же другая церковь тёплая с трапезною во имя Успения Пресвятой Богородицы, верх бочкой, на главе крест паян белым железом..."

В ХIХ веке взамен устаревших были возведены новые храмы: каменная церковь Богоявления Господня (1818) с приделами святителя Николая (1899) и преподобного Кирилла (где почивали мощи основателя) и деревянная церковь Успения Божией Матери.

История монастыря трагична. Наряду со многими другими обителями, он был упразднён при Екатерине Великой в 1764 году. Однако, иноческая жизнь здесь не угасла. В 1892 году на Челме обитали семь монахов. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель Пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. Но, увы.., судьба его на многие годы была предрешена...

В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню, а затем сгорела и Успенская церковь. От обители осталось пустое место. Лишь ель вековая устояла.
Память людская о преподобном Кирилле никогда не терялась и живёт доселе. Среди окрестных жителей особо почитается то место монастыря, где стояла келья Кирилла. Ныне на том месте осталась лишь яма. Но предание живёт. Память и установленные обычаи сохраняются. По краям ямы обетно-заветные кресты поставлены. И люди верят, что, если крест поставить от чистого сердца, то сбудется пожелание. Так, один из жителей села Орлово, показывая эти кресты, рассказывает о своей бабушке, которая поставила крест с пожеланием, чтобы сыновья вернулись с войны: «И делали как типа заветы. Вот этот крестик, вон старый, дак бабуля делала моя. А тот дядя Коля Исаев, по-мойму зделал. Ну кто какой завет зделат. Вот она поставила, и сыновья обои пришли».

Живописно место монастыря на горе между двумя озерами. Окружающий ландшафт вызывает разные чувства у посетителей. Так, на Г.П.Гунна особое впечатление произвела ель, которая, по его предположению, может быть современницей святого. А.Б.Мороз об этой ели и связанных с ней преданиях не говорит. Житель села Труфаново обратил его внимание на берёзки, которые выросли по периметру прежних построек монастыря и ею ограды. Следов монастырских построек здесь почти не сохранилось, а вот берёзки выросли, как бы обозначая, где стоял монастырь.

Это святое место вызывает разные чувства у побывавших там людей. Разные остаются воспоминания.
Если Г.П.Гунн пишет о ели, а А.Б.Мороз — о берёзках, то староста Макариевской обители Н.Я.Ушаков пишет, что о местонахождении монастыря «нынче напоминает лишь святая еловая роща, выросшая на фундаментах церквей, берёзки, памятная сосна в сажень в обхвате, принявшая мучения святого Кирилла от разбойников, да яма от бывшей кельи».

Молодая паломница Наталья Варшавская, посетившая место Кирилловой обители, пишет: «Дед рассказывал маме, что в 1931 году, когда разбирали дома монахов, связанные брёвна и другое имущество буксировали вёсельными лодками в деревню Лекшмозеро. Была невероятно тихая и жаркая осень, а над озером стоял плач.. .». Ель. Сосна. Сосновая роща. Берёзки... Плач над озером...

Каждый по-своему видит и воспринимает окружающий мир. И если Вам, уважаемый читатель, доведётся побывать на Челме-горе, Вы тоже увидите своё, откроете для себя новое, доселе неизведанное. Только понять надо одно: сюда не на прогулку, не на пикник отправляются, а святому месту поклониться ходят.

К Челмогорской пустыни, как и к любому святому месту, следует добираться только пешком (от указателя на Пудожском тракте). Неспешно подходя и обозревая изменяющуюся окрестность, путник в полном объёме может понять и благолепие природы, и святость намоленного места.
Последуйте же туда тем путём, который так ярко и вдохновенно описал известный каргопольский краевед Карп Докучаев-Басков.

Примечания:
1. Из Путеводителя "Русского севера храмы. Каргополье". Москва, Демиург-Арт. 2009.

2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.

4. Иллюстрации без автора - из архива сайта.
5. Еще о Кирилло-Челмогорской Пустыни.

Перейти на страницу МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КЕНОЗЕРЬЯ