Ю.С.Ушаков

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО РУССКОГО СЕВЕРА

Северорусское селение. Природа и архитектура

Что же такое русское селение? Каким жизненно важным условиям должно было оно отвечать? Анализом народных традиций в создании селений, то есть жизненной среды, начали заниматься лишь в самые последние годы. Целостному, системному анализу народное зодчество пока не подвергалось. До сих пор изучение памятников проходило вне пространственной связи их друг с другом, и, что особенно досадно, вне связи с природной средой.

Длительное время главенствовал взгляд на русское село как на некое стихийное образование, не подчинявшееся никаким логическим или эстетическим закономерностям...  Каждое время по-своему оценивает накопленный исторический опыт, в соответствии с задачами своего времени, по-новому переосмысливая и нередко открывая такие стороны народного мастерства, которые еще не познаны и часто по достоинству не оценены. Так случилось и с народным деревянным зодчеством. Накопленный за века опыт далеко еще не воспринят нами полностью.

Обследования последних лет, проведенные в районах русского Северо-Запада, наиболее полно сохранившего народные традиции, убедительно подтверждают ту простую мысль, что если части целого (отдельные сооружения) создавались народными зодчими с большим мастерством, то почему целое (деревня, село, группа селений), создававшееся коллективным трудом народа-творца, не могло обладать теми же высокими качествами?

Чему же учит народный опыт? Он основывается на глубоком понимании важности эстетических начал в повседневной жизни человека. Это понимание, издавна воспитанное природой, постепенно стало неотъемлемой частью бытия. Эстетическая ценность природы, ее неповторимость отразились на всем, чем окружал себя человек, на всем, что создавали его руки, — от ложки до ткацкого стана, от амбара до храма. Мы привыкли за последнее время расчленять целостную сущность явлений — то есть говорить об утилитарной стороне архитектуры, с одной стороны, и ее художественной форме — с другой. Иными словами — отделять функцию от красоты... Народ же никогда не разделял зти два начала: функциональное и художественное. Обе эти стороны всегда выступали как равноценные; более того, анализ всего народного творчества говорит о том, что красота была жизненно необходимой и особенно ценимой частью функции. Два эти начала особенно старательно взвешивались при выборе места поселения: учитывались такие особенности выбираемого места, как удобство сообщений, ориентация по солнцу, защита от господствующих ветров, уровень паводковых вод, и наряду с этим, особое внимание уделялось красоте выбранного места. Природная среда подсказывала очень многое: зрительные границы селения, его планировочный и композиционный приемы, расстояние до основных сооружений, их высоту, обозреваемость селения и его элементов с различных направлений при движении по суше или воде. Главное же — природная среда создавала психологический климат, формировала настроение людей. Она же была великим учителем народных зодчих, не позволяя им нарушать природную гармонию, помогая всегда очень точно находить места для размещения жилых, хозяйственных и общественных сооружений. Такой подход обеспечивал каждому селению свою неповторимость. Еще Горностаев замечал, что «каждое село имеет свою физиономию, выраженную в особенностях планировки и деталях». Об этих особенностях творчества народа Грабарь писал: «Строго воспитывалось жизнью и художественное чутье, устремленное главным образом не на декоративную сторону, а на выработку форм и общих пропорций масс. Суровая школа жизни отразилась на искусстве и привела к созданию произведений, прямо поражающих своей классической простотой и захватывающих выразительной правдой. Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей их природой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется будто эти произведения — сама природа, так они безыскусственны и неотразимы».

Так рождался архитектурно-природный ансамбль. Как немыслимы две одинаковых природных ситуации, так при индивидуальном подходе не могут возникнуть два одинаковых селения. Этот принцип для нас сегодня особенно важен.

Прежде чем перейти к примерам, несколько слов о планировочных традициях северорусских селений. Как уже говорилось, первыми дорогами при освоении Севера были водные пути, долго служившие затем торговыми артериями. Почти все они пересекали северные земли с юга на север, выводя торговые караваны к Белому морю, из которого можно было добраться и до соседних стран. На этих путях и стали складываться селения. Так появился наиболее древний тип планировки, очень характерный для русского Севера — прибрежно-рядовой. Дома, расположенные «порядками», были обращены фасадами преимущественно к воде.
Планировка и панорама села Нижмозеро на Онежском берегу Белого моря
Собственно улицей здесь была река, по которой и перемещались летом на лодках, зимой на санях по ровному заснеженному льду. С ростом селения количество порядков увеличивалось, но все они были обращены в сторону реки. При выборе берега для поселения обязательно учитывалась и ориентация по солнцу — северяне старались, чтобы дома жилой частью были обращены и к воде, и к солнцу или, как говорят на Севере, — «на лето».

Улицы в нашем сегодняшнем понимании появились позднее, с возникновением сухопутных дорог. С этой поры порядки домов по обеим сторонам улицы стали ориентировать уже на дорогу. Уличный тип планировки селений стал появляться лишь с XVIII века.

Во многих селениях Севера можно встретить смешанную планировку - прибрежно-рядовую и уличную. Ее появление имеет две причины: более поздняя часть селения, как уже говорилось, развивалась вдоль сухопутных дорог, а выгоревшая часть селения застраивалась уже по-новому. Необходимо отметить еще одну особенность северорусских селений: на русском Севере господствует специфический тип расселения, при котором деревни располагаются гнездами.  На юге увеличение плотности населения привело к тому, что гнезда слились в крупные села, на Севере же гнездовой тип расселения сохранился до наших дней.

Вот почему только здесь на Севере можно понять, как складывались архитектурно-природные композиции таких гнезд селений. Природно-географические условия реки, озера и моря были различны и естественно сказывались на композиции гнезда селений приречного, приозерного или приморского.

***

В нижнем течении реки Онеги (Онежский район Архангельской области), по которой проходил один из первых торговых путей новгородцев, расположилась группа селений Подпорожского погоста (Погост — адм. единица, объединявшая группу селений).

Пример приречного селения. Село Подпорожье (Онежский р-н Арх. области)
Ширина Онеги в низовьях достигает 500 м. Это обстоятельство не могло сказаться на решении композиции и вызвало поиски высокого места размещения центра всей композиции храмового ансамбля с учетом дальних зрительных связей. Для этой цели был выбран высокий (27 м) мыс, обозреваемый с основных направлений. На этом природном основании и сформировался ансамбль из двух церквей — Троицкой и Владимирской — единственных тогда общественных зданий на селе — и колокольни.
Слева - Троицкая ц., справа - Владимирская ц., в середине - колокольня. Фото В.Суслова, 1886 г.
Сооружения, поставленные в плане треугольником, давали различные силуэтные завершения верхнего и нижнего плесов реки, из деревень левого берега (Гора, Медведицкая, Подтайболье и Грибаниха) и всегда были видны из стоящей на правом берегу деревни Каменихи. Большие расстояния обусловили и немалую высоту одной из церквей — Владимирской (34 м). Порядки жилых домов точно следуют плавному изгибу берегов, так что из каждого дома видна река и центральный ансамбль. Находясь в любой из деревень, в любом месте реки, всегда можно ориентироваться относительно этого центра, организующего все прилегающее пространство. Если сложить высоту берега и Владимирской церкви, мы получим изрядную вертикаль (61 м), хорошо контрастирующую с горизонталями берегов и порядками жилых домов. Композиция здесь найдена так точно, так слитны природные и архитектурные начала, что иное решение здесь трудно найти (подробнее о Подпорожье - здесь -М.З.)

Старинный тракт Пудож — Каргополь невдалеке от границы Архангельской области проходит по берегам живописного Колодозера (Пудожский район Карельской АССР). Берега озера, выб­ранного для заселения еще в период освоения Севера новгородцами, стали местом образования Колодозерского погоста состоящего из трех деревень.
Пример приозерного селения. Село Колодозеро (Пудожский р-н Карелии)
На западном берегу разместилась деревня Усть-Река, на восточном - деревня Заозерье. Между ними, на далеко выдающемся в озере полуострове, центральное селение комплекса — деревня Погост. На возвышенной оконечности полуострова поднялись две вертикали - шатровая церковь и колокольня, — организующие центр всей архитектурно-природной композиции. Таким образом, озеро, у которого сосредоточена жизнь трех деревень, представляет собой хорошо просматриваемое единое пространство в пределах от 800 до 1300 м. Ориентация жилых домов береговых деревень на запад и восток обеспечила хороший обзор озера и полуострова. Церковь и колокольня были поставлены не по оси, а по диагонали друг к другу — такой прием часто применялся народными мастерами. Он обеспечивал максимальное количество интересных точек восприятия ансамбля с озера и с его берегов.

Природной ситуацией продиктовано и расположение рубленой ограды только в узкой части полуострова. Умеренная высота шатровой церкви (29 м), стоящей на мысу, поднимающемся на 4 м над водой, хорошо согласована с небольшими размерами озера.

Здесь, у Колодозера, так же как и в предыдущем случае, не оставляет мысль о развитом интуитивном чувстве народных мастеров, благодаря которому они каждый раз находили единственно верное решение.

Каким условиям должно было отвечать место для селения, выбираемое вблизи моря? Выбору места в суровых условиях Беломорья новгородские люди уделяли особое внимание. Здесь необходимо было удовлетворить значительно большие требования, чем в случае размещения селения на берегу реки или озера. Нужно было укрыть селение от господствующих ветров и одновременно иметь удобный выход в море. Этим условиям отвечали устья рек, где обычно и располагались села. Предметом особых забот поморов было создание системы ориентиров, видимых с моря, для безошибочного нахождения устья реки, на которой размещалось селение. Применительно к природным условиям, к рельефу берегов эта система ориентиров (ими служили шатровые церкви и часовни, а также кресты-створы) заносилась в морские лоции. Таким образом, значение общественных зданий у моря еще более возрастало — они брали на себя очень важную роль дальних ориентиров. Но при этом главной, оставалась задача — создание удобного жизненного пространства, с хорошо выверенными зрительными связами, со своим неповторимым обликом (Кратко о Колодозере -М.З).

Одним из примеров такого всесторонне продуманного комплекса может служить группа деревень села Малошуйка, расположенного по берегам реки того же названия, в 5 км от морского побережья (Поморский берег Белого моря). Хорошо сохранившиеся элементы природной и архитектурной среды этого старинного села позволяют судить о первоначальных замыслах.
Пример приморского селения. Село Малошуйка (Поморский берег Белого моря)
Первая задача — укрытие от холодных ветров — была решена при выборе места. Все три деревни села (Низ, Верховье и Заречье) разместились в естественном укрытии, образованном высокими грядами коренного берега реки Малошуйки. Две церкви (одна из них — Никольская шатровая, 1638 г.) и колокольня были поставлены на высоком мысу гряды, так что хорошо просматривались из всех трех деревень и с дорог, ведущих к селу.
Село Малошуйка, д.Абрамовская. Шатровая Никольская ц. (1638 г.),
Сретенская пятиглавая ц. (1870-73 гг.), колокольня (1807 г.)

Ближе к морю, у деревни Низ, на двух противоположных выступах гряды были размещены часовня и высокий крест. Вместе с шатром Никольской церкви они и служили ориентирами для входа в устье реки с моря. Морские суда — ёлы, грузоподъемностью до 900 пудов, поднимались к селу до первого ряжевого моста. Выше по течению, соединенные вторым мостом за высокими грядами, удобно расположились деревни Верховье и Заречье. Когда подходишь к селу Малошуйка, кажется, что весь его гармоничный ансамбль создан по единому замыслу. Это говорит о прочности народных традиций, об устоявшихся художественных взглядах, которые передаваясь из поколения в поколение, донесли их до наших дней.

Итак, мы познакомились с тем, как подходил народ к выбору места для будущего селения и как организовывал его в соответствии с природным окружением. Не возникает сомнений в важности этого этапа. Нет сомнений и в том, что именно при таком подходе, когда природа и архитектура воспринимаются как единое целое, можно говорить о художественном образе каждого селения, а именно эти вопросы особенно актуальны для современной архитектурной практики.


Примечания:
1. Из брошюры Ю.С.Ушакова "Деревянное зодчество Русского Севера", изд. "Знание", 1974 г.
2. Рисунки - сканы из
брошюры, фотографии - из интернета.
3. С небольшими купюрами.
4. Перейти на страницу УШАКОВ.