Владимир Васёв

ПООНЕЖЬЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
(фрагменты книги)

9. ЦЕРКОВЬ В ПООНЕЖЬЕ

С начала славянского освоения севера и до середины ХV века основой христианства являлось приходское духовенство. Пришли русские, устроили деревню, поставили крест, воздвигли часовню. Наиболее крупные селения образовывали погосты, в которых обязательно строились церкви и создавались приходы, до ХIV века монастыри на севере носили единичный характер. По выражению Карамзина: «...по достоверным историческим свидетельствам нам известно, что в ХII веке уже существовали монастыри на берегах Двины».

Первые обители на Онеге
 
В историческом плане, первые известные обители на Онеге относятся к началу ХIV века. Вместе с тем, освоение северодвинского бассейна проходило, в значительной степени, через онежские земли, и небольшие монастырьки могли возникнуть в крае с начала ХII века. Но из-за сравнительной близости к метрополии они не получили достаточного развития и не оставили о себе исторических памятников. Прибытие большого количества славянского населения из новгородских земель оттеснило подвижников - монахов из бассейна Онеги на Северную Двину, где возникли крупные оплоты православия, отмеченные историей. Предположительно, одним из первых монастырей на Онеге стала Строкина пустынь, которую также можно отнести к ХII веку. С начала ХIV века на Онеге… создание монастырей пошло ускоренными темпами. Со второй половины ХV века центр церковной жизни перемещается в сторону монашествующего духовенства. Набравшие силу монастыри начали играть существенную роль в жизни Поонежья.

Этот период продолжался до середины ХVIII века. Светские власти не хотели примириться с излишним, на их взгляд, усилением монастырского влияния. Со времен Ивана Грозного начинается существенное ограничение прав монастырей на Руси. На севере этот процесс развернулся веком позднее. С середины XVII столетия прекращается …строительство новых монастырей на онежской земле. После секуляризации монастырских земель центр православия вновь переместился в сторону белого духовенства. Приходские священнослужители главенствовали до самой революции, после которой застыли на долгие годы обе ветви православия.

Приходский храм

Церковная жизнь общества начиналась с приходского храма. Любая православная церковь, несмотря на внешние различия, по конструкции и размерам должна соответствовать главным требованиям канонов.
С западной стороны храм имеет вход через специальное крыльцо, называемое папертью. Она символизирует первое возвышение входящего над самим собой. Поднимаясь по ступеням, человек обязан освободиться от всего дурного и с чистыми помыслами войти в храм, выражая готовность бороться со своими грехами.
Затем верующий попадает в трапезную или придел. В деревенских церквях зачастую трапезная была больше, чем средняя часть. Здесь проходили собрания сельской общины, зачитывались царские указы и распоряжения местных властей, заключались сделки, производились разделы угодий и совместные праздники. В приделе находится также церковный ящик или иконная лавка и канун - металлический ящик для свечей.
В средней части храма посередине устанавливается аналой, на который возлагается икона празднуемого святого или святцы - размещенные на одной иконе святые текущего месяца. Перед царскими вратами возвышается площадка - солея, олицетворяющая воинствующую церковь, готовую бороться с силами зла. На солее располагается амвон, с которого священник проводит служение. С левой руки от священника размещается «голгофа», а по краям солеи - клиросы. За спиной у священника установлен иконостас, отделяющий среднюю часть церкви от алтаря, в который никто не имеет права входить, за исключением священнослужителей. Посредине иконостаса имеются царские врата, открываются они только один раз в год на пасху. В алтарной части находятся престол - главная святыня храма, жертвенник и ризница. Престолов может быть несколько по числу святых, покровительствующих этой церкви. Как правило, по названию первого из них и освящается храм. Стены и небо здания расписываются по церковной традиции.

Приходская служба, положение духовенства

Службу в храме правили священники и, как исключение, монахи, которые жили внутри церковной ограды. На севере до конца ХV века господствовало влияние Новгорода, имевшего много общего с Псковом в укладе церковной жизни.
- Известно, что в ХIV-ХV веках псковитяне, собравшись на вече, активно вмешивались в церковные дела и сами без владыки отлучали от службы вдовых попов. Преобладала практика соблюдения причтом правил, которых придерживалась сельская община.
- Причт ни в коей мере не являлся привилегированным классом, подчинялся тем же законам, что и крестьянское сословие, так же платил налоги и отбывал повинности.
- Положение священника, как податного человека, ставило его на одну доску с крестьянством. С одной стороны, положительно то, что церковнослужители жили в миру и имели тесные связи с паствой, но, вместе с тем, они впитывали пороки и недостатки окружающей среды. Знания православия зачастую были очень слабыми, а служба ограничивалась набором самых необходимых треб. Положение в обществе сельского причта, по причине своего податного состояния, считалось унизительным и в таком состоянии сельские священнослужители находились до начала ХIХ века.
- Также полной была зависимость причта от общины, которая могла переизбрать своих церковнослужителей, которые кормились от общинных денег и треб. Такое положение приводило к многочисленным злоупотреблениям общин по отношению к сельским священникам.

Только с ХVII века государство и церковные власти стали ограничивать всевластие сельских миров. К тому же не все сельские общины оказались способны содержать свой причт. До ХVII века, когда священнику оказывалось невмоготу служить в своем приходе, он имел право поменять место служения. При патриархе Никоне введен запрет на переход священника из одного прихода в другой. Таким образом, он попадал в такую же крепостную зависимость, что и крестьянин.

В монастырских владениях сельские церковнослужители подчинялись монастырю - вотчиннику и архиерею одновременно и шансы попасть в тюрьму монастырскую или пастырскую становились равнозначны. Белое духовенство ссылалось в монастыри, как правило, на подначал - черные монастырские труды. В монашеской среде к церковному причту относились с пренебрежением, часто обвиняя их в косности и невежестве. Недаром говорилось в народе, каков поп, таков и приход, но верно это утверждение лишь отчасти. Социально угнетенное положение низших слоев белого духовенства приводило к их деградации; процветали пьянство, поборы с прихожан, что не способствовало росту авторитета церкви в народе.
 
Манифестом от 1764 года покончено с податным состоянием духовных лиц. для церковнослужителей документ означал то же самое, что для крестьян - реформы 1861 года, отменившие крепостное право. Вместе с тем, денежные и материальные средства, поступившие в казну от секуляризации монастырских земель, не направились на нужды приходского духовенства и положение его оставалось тяжелым. Только с 1766 года отменены телесные наказания священников, а с 1771 - дьяконов.

Приходы Поонежья


От священнослужителей впору перейти к истории приходов и церквей Поонежья. Трудно сказать ныне, какой приход самый древний на онежских берегах. Косвенно есть возможность оценить это по количеству погостов в Уставе 1137 года, которых насчитывалось 7 плюс погост …в Усть-Моше и дополнительно к ним город Каргополь, уже не входивший на тот период в число данников Господина Великого Новгорода. Вместе с тем, количество церквей могло быть больше.

Церковная жизнь и история Поонежья наряду с крестьянской создают единый организм, основу общей истории края. Сложность изучения приходской деятельности состоит не только в том, что она затенена монастырской историей. Впитавшись в поры крестьянства, сельская церковь, как бы растворилась в нем, но и сами священники мало уделяли внимания фиксации истории своего прихода. Летописи приходской жизни в обязательном порядке стали вестись лишь с ХIХ века...Не останавливаясь на всех приходах, целесообразно обратить внимание на древнейшие из них, которые могут пролить дополнительный свет на общий исторический процесс в Поонежье.

В историческом плане поонежские приходы следует выделить в 4 группы: собственно каргопольские - Каргополь и местности к северу до границы с Усть-Мошским станом; верхнеонежские - территории, относящиеся к Усть-Моше и к северу до Оксово; приходы средней Онеги - район Оксово - Ярнема, нижнеонежские - нижняя Онега от Ярнемы до Белого моря.
Последний характеризуется наиболее сильным монастырским влиянием на Онеге и средневековым массовым приходом карел, затенивщих начало славянского освоения края.

Наиболее древними приходами на Онеге считались Прилуцкий,Турчасовский, Пабережный, возникшие не позднее ХIII века, Пияльский, Чекуевский, Дениславский - не позже ХIV века.

Одним из старейших на нижней Онеге также является Владыченский приход, который принадлежал новгородским владыкам и назывался то Владыченским усольем…, то Ордомским погостом Владыченской волости Турчасовского стана. С середины ХVII века принадлежал Соловецкому монастырю, устроившему здесь Зосимо-Савватьевскую часовню...

Турчасово относится к погостам, отраженным в Уставе князя Святослава Ольговича 1137 года. Начало церковному строительству положено в те давние времена, но первое документальное свидетельство о наличие церкви относится к середине ХVI века. древние храмы Турчасова были разрушены в Смутное время. Стояли они на холме, где возвышался Челядинов острог. Прозвали его по имени служилого человека, которому поручили строительство сооружения. Враги не пожалели тогда ни храмы, ни жителей, скрывавшихся в остроге. Известны на онежской земле случаи, когда отдельные представители белого духовенства уходили в монастыри. Так, один из священников Турчасовского прихода Михаил Спицин в 1696 году принял монашество под именем Матвея и некоторое время состоял в должности игумена Кожеозерского монастыря.
 
Турчасовцы бережно относились к своим храмам. Одним из свидетельств тому служит документ на заказ росписи неба в Преображенской церкви: «При всяком восшествии в храм божий мы должны представлять в себе здесь образ небесного отечества, а сим побуждаться к благоговейному чувству и духу, готовому парить в блаженные селения небесных духов...».

Первое письменное упоминание о Прилукском приходе относится к 1557 году. Под купчей Кожеозерского монастыря и крестьян от сего года стояла подпись дьячка Покровской церкви Еремки Онфимова. Церковь та простояла до 1647 года и развалилась за ветхостью. Новая выстроена по благословению митрополита Никона в 1653 году.
 
На древность Вазенского прихода указывает факт, что он до 1681 года принадлежал Александро-Ошевенскому монастырю и обеспечивал его потребности в соли. Монастырь не разрешал строить в приходе церкви, единственным храмом для прихожан служила Ильинская часовня, в которой и проходили необходимые богослужения.
 
Если брать чисто церковную историю, то одним из древнейших можно считать Чекуевский приход, о котором говорится, что «он существовал около 500 лет». 
Принимая за основу данное утверждение, образование прихода следует отнести к 1400 году. В ряде источников указывается, что Кирилл Сырьинский или Каргопольский, умерший в 1402 году, являлся сыном священника из села Чекуево, что относит время существования прихода к первой половине ХIV века. Временной промежуток, отделяющий данный приход от известного Устава 1137 года, не кажется катастрофически огромным и позволяет причислить Чекуевский приход к истокам славянского освоения края.

С точки зрения древности, необходимо упомянуть село Порог и нынешний город Онегу, являвщихся погостами в середине ХII века. Наличие приходов и церквей в этих населенных пунктах, относящихся к тому времени, более, чем вероятно...

Полную противоположность району средней Онеги составляла Усть-Мошская округа. По всем показателям в средневековье она превосходила своих ближайших соседей: и земли лучше, и деревни богаче, и церковная жизнь била ключом. От Каргополя до северной границы Усть-Мошской волости приходы по реке Онеге считались достаточно богатыми, церкви и принадлежавшие духовному ведомству здания находились в хорошем состоянии, причт обеспечен удовлетворительно, имел солидные пожертвования от прихожан, доходы от собственной земли и исполняемых треб. Выделить из более, чем десятка верхнеонежских приходов какой-либо один нелегко, они очень сходны.

Но пора...перейти к делу - познакомиться, для примера, с одним из верхнеонежских приходов - Усть-Мошским приходом. Комплекс зданий по состоянию на 1878 год состоял из 4 церквей: деревянных Христорождественской, 1775 года постройки; святого Филиппа митрополита московского, освященной в 1802 году митрополитом новгородским и петербургским; Благовещенской, 1803 года; главной приходской каменной двухэтажной Сошествия святого духа, 1804 года. К этому же времени относится сооружение каменной отдельно стоящей трехъярусной колокольни с 10 колоколами...В настоящее время трудно восстановить внешний вид всего церковного ансамбля, который был самым величественным на реке Онеге...

Усть-Мошский церковный ансамбль, состоящий, по существу, из 4 деревянных, 1 каменной церквей с выдающейся колокольней и размещенный на площади менее 100 на 120 метров, приобрел широкую известность и привлекал многочисленных паломников. Сам царь Александр I посетил его в 1819 году, отстоял молебен и пожертвовал на благоустройство храма и нужды церковнослужителей 1000 рублей. Внутри храмов находились значительные материальные ценности...

..Погост на Усть-Моше восходит к первым походам новгородцев в Заволочье и датироваться может ХI веком, потому что стоит на пересечении всех водных путей, связывающих Новгород со своей колонией. Истинное значение населенного пункта в период новгородской колонизации края еще скрыто от нас течением времени...
 
Собственно каргопольские приходы, за исключением города, были несколько победнее самого Усть-Мошского, но превосходили средний уровень верхнеонежских и считались наиболее богатыми на Онеге. Видное место среди них занимали приходы первого благочиния, включавшие территорию Окологорода. Вне всякой конкуренции стояли городские приходы Каргополя, к которым приближались Усть-Моша, Турчасово и город Онега. Вместе с тем, другие каргопольские благочиния, чьи приходы оказались отдалены от берегов Онеги, были существенно победнее и уступали не только уровню верхней, но и нижней Онеги. В историческом, духовном и культурном плане приходы ближнего Каргополья находились в тени города и история их развития почти неотделима от его собственной. Но по мере отдаления от Каргополя в Лекшмозерье, Кенозерье, южную часть Усть-Мошской округи, в район Мошинского озера влияние города ослабевало. Начинали проявляться свойственные каждой местности самобытные черты, расписывать которые можно очень долго. Вместе с тем, они только внесут какие-либо новые подробности и обогатят содержательность приходской тематики, но не изменят общей картины церковной жизни Поонежья...

Путь богомольца вниз по Онеге
 
Чтобы представить себе в полном масштабе мощь края на начало ХХ века, надо поставить себя на место богомольца или путешественника, которых бывало на ту пору по 25-30 тысяч ежегодно. Передвижение вниз по Онеге возможно совершить с каким-нибудь судном, каких немало ходило по реке. Некоторые делали еще проще, покупали в Каргополе за бесценок старую лодку, наскоро приводили ее в плавучее состояние и отправлялись в путь. В городе Онеге ее отдавали кому-нибудь на дрова или просто оставляли за ненадобностью. Каргополь встречал путника своими храмами и широко известным колокольным звоном издалека. Запоминались каргопольские звоны большим количеством и разноголосицей звучания колоколов. Осмотрев город и отдав должное Господу в многочисленных городских храмах, богомольцы могли посетить прославленные каргопольские обители и отправиться вниз по Онеге.

До Усть-Моши река представляла из себя сплошную цепочку деревень, почти в каждой возвышалась часовня, а в пределах видимости часто возникали каменные и деревянные приходские церкви различной архитектуры с взмывающими в небо колокольнями. При каждом приходе имелись избы для богомольцев, где представлялась возможность отдохнуть. Путешествие среди многочисленных судов, вверх и вниз курсирующих по реке, становилось все более занимательным.
Вдруг на крутом обрывистом берегу высотой свыше 10 метров возникает похожее на сон видение, повергающее путешественника в настоящий шок. Это ничто иное, как устремленный к небесам величественный храмовый комплекс села Усть-Моша со своими многочисленными маковками четырех церквей и поражающей воображение колокольней. Если повезет, то в праздники можно услышать здесь самый большой колокол Поонежья в 130 пудов, даже Каргопольский соборный уступал ему в весе на 12 пудов, поддержат его 9 колоколов с колокольни и отзовутся им ближайшие приходы. Колокольный звон отразится от водной глади широченной в этом месте реки и проникнет, кажется, в самую душу. Если устоит она от искушения немедленно сойти на берег и поставить свечку за всех святых, то зачарованный путник так и не сможет оторвать взгляда от представившегося его взору северного чуда, пока не скроется оно за излучиной реки.
 
После Усть-Моши расстояния между деревнями начинали увеличиваться и за Наволоком пропадали вовсе, река, показывая свой дикий и неукротимый характер, постепенно втягивалась в стянутое, подобно корсету, высокими в 30 метров берегами русло, из которого не оставалось иного выхода, как вылететь на грохочущие Бирючевские пороги, благополучно преодолеть которые удавалось далеко не каждому.

Как вознаграждение от пережитого, появляется на высоком берегу Ярнема, повествующая, что самое страшное уже позади. Отсюда потянулась вниз непрерывная вереница деревень, среди которых в нескольких километрах ниже раскинулось село Городок, наиболее древнюю часть которого, Рагониму, унесли в море онежские воды. Здесь можно сделать остановку, зайти в прекрасную каменную церковь и, помолившись, обратить свой взор вниз на реку.

С этой точки открывалась Турчасовская перспектива - одна из самых запоминающихся и густо населенных местностей на средней Онеге. Издали Турчасово ничем не отличалось на ту пору от города Онеги и поражало своим характерным храмовым комплексом, состоявшим из так называемого тройника, включающего две церкви и колокольню. Такие ансамбли от Турчасово вниз по реке будут сопровождать путника до самого Белого моря и не пропадать, за редким исключением, из визуальной связи. Кое-где храмовые комплексы объединяли три церкви и колокольню в одной ограде. Нередко появлялись церковные здания в каменном исполнении.

Архитектура церквей Поонежья придерживалась общепринятых канонов, но при том, каждая из них имела собственное лицо. По типам было представлено многообразие церковных строений; кубоватые, шатровые, многошатровые, клетские и ярусные. В каждом селе находилась возможность приобрести необходимое для дальнейшего путешествия. Увлекшись видом прибрежных церквей, не забыли богомольцы посетить бывший Сырьинский монастырь, где под спудом лежали мощи преподобного Кирилла - одного из первых подвижников онежской земли. В устье реки Кожа пути паломников расходились, часть паломников устремлялась к Кожеозерскому монастырю, но большинство конечной целью ставило Крестный монастырь и, как вершина мечтаний, - Соловки.

Ни один из прибывающих в город Онегу не отказывался от намерения посетить Крестный монастырь на Кий-острове и поклониться Кресту, одной из наиболее почитаемых реликвий Русской церкви, послушать колокол с примерно таким же голосом, как в Усть-Моше и одинаковым по весу, полюбоваться уникальной природой. Там, на пристани острова, богомольца подбирали пароходы Соловецкого монастыря и доставляли в главную обитель онежской земли. После его посещения впечатление паломника было полным, на Соловках - все грандиозно, начиная от соборов, одних из самых больших в России, до 1147 пудового колокола. Соловки знамениты не только тем, что можно увидеть, но и известными на всю Россию колокольными звонами. Увиденное и услышанное можно дополнить возвращением через Архангельск, и Север будет всплывать в памяти всю оставшуюся жизнь.

Чтобы перейти к советскому периоду церковной истории, надо отвлечься от чисто церковной темы и отметить, что в онежском поморье многие жители имели суда, на которых выходили в Белое море и совершали рейсы в Скандинавию. Само море далеко не лужа и шторма на нем нешуточные. Чтобы не утонуть в первом же плавании, кроме технической подготовки судна к выходу в море, следовало прекрасно знать лоцию и основы мореплавания. Немало поморских жителей владели иностранными языками, как без того будешь вести дела с иноземцами: вылетишь в трубу еще на стадии договора о намерениях. Ясно, как белый день, что онежане и каргополы серую и забитую массу из себя не представляли...

И при советской власти...
 
По отношению к Поонежью в культурном, нравственном и духовном плане в тот период дикости не отмечалось, настоящая дикость наступила позже в советское время, когда стали грабить и разрушать церкви, расстреливать и сажать в тюрьмы собственное духовенство и всех им сочувствующих. Но, если бы ныне три этих деятеля посетили Поонежье и проехали вышеописанным маршрутом, то они были бы едины во мнении: дикость первостатейная и «духу историка не представляет превосходных картин прошедшего».

Религия не вписывалась в теорию и практику социализма. Чисто теоретически этого вопроса коснулся К.Маркс, писавший: «коммунизм начинается с атеизма».
 
В соответствии с ленинскими указаниями строилась политика государства. В Поонежье конфискация монастырских ценностей производилась в 1918-1920 годах. Закрытие монастырей началось со Спасо-Каргопольской обители, ликвидированной местным Советом в ночь на 9 января 1918 года, Ямецкая пустынь разграблена в 1919, закрыта в 1920, Крестный закрыт в 1922, Кожеозерский разграблен в 1918, прекратил существование в 1919 году...
 
До 1930 года в крае закрыты все монастыри и власть всерьез взялась за ликвидацию приходских церквей.
К 40-м годам прошлого века церковная жизнь в Поонежье замерла. Многовековое духовное и культурное наследие русского народа оказалось бесполезным и даже вредным строителям социалистического государства...

Ненужность церковных зданий привела к тому, что большая часть из них не сохранилась. Многое из того, что не было уничтожено большевиками, пришло в негодность, сгорело или обветшало во второй половине ХХ века. Знаменитые в прошлом и архитектурно выразительные цёрковные тройники нижней Онеги, за исключением одного - единственного на побережье Белого моря в Ворзогорах, приказали долго жить.

Продолжение                                             К началу
 

Примечания:
1. Из книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.
2. Разбивка на части и выделения - ведущего сайта.
3. Дополнительно - Церковь на Русском Севере.