Вера и Николай ХАРУЗИНЫ

М.М.Керимова
ВЕРА И НИКОЛАЙ ХАРУЗИНЫ

М.Н.Мелютина

КЕНОЗЕРЬЕ В СУДЬБЕ
Н.Н. И В.Н. ХАРУЗИНЫХ
В.Н.Харузина (На Севере. Путевые воспоминания) КЕНОЗЕРО
НА КУПЕЦКОМ ОЗЕРЕ
ВЕРШИНИНО
Н.Н.Харузин ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ


Керимова  М.М.

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, г.Москва

ВЕРА И НИКОЛАЙ ХАРУЗИНЫ

Жизнь и творчество Харузиных тесно связаны с историей и культурой России и свидетельствуют об их глубоком интересе к русскому и другим славянским народам,  а также к многочисленным нерусским народам и этническим группам, населявшим Российскую империю.

Выходцы из богатого купеческого рода  Вера (1866-1931)   и трое ее братьев – Михаил (1860-1888),  Алексей (1864-1932)  и Николай (1865-1900)  выбрали нелегкую стезю науки, стали известными этнографами и внесли неоценимый вклад в сокровищницу русской научной мысли.

Братьев и сестер всегда окружали интересные люди; можно сказать, что они были в центре общественной и культурной жизни Москвы.  Их знакомство и общение с выдающимися учеными, писателями, художниками, музыкантами России, среди которых были М.М.Ковалевский, Д.Н.Анучин, А.А.Шахматов,  А.Н.Пыпин,  М.Н.Сперанский,  Л.Н.Толстой,  И.С.Аксаков,  А.А.Фет,  братья Рубинштейны, С.Н.Танеев, В.В.Кандинский и многие другие сыграли огромную роль в формировании неординарных личностей,  их интеллектуального багажа и художественного вкуса и дарования. 

Николай Николаевич Харузин,  скончавшийся в 35  лет,  оставил большое и разностороннее научное наследие.  Его интересовала не только этнография,  но и археология,  право,  история,  архивное и музейное дело. Почти все его труды,  а их немало в разных жанрах  (монография,  статьи, очерки, обзоры), посвящены исследованию быта, нравов и традиций народов российского Севера, Сибири,  Закавказья.

Весной 1886 г. Николай Харузин, только что перешедший на второй курс университета, упросил взять его на Кавказ в экспедицию, организованную Московским археологическим обществом, а весной 1887 г. Этнографический отдел Императорского об-ва  любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете (ИОЛЕАЭ) направил Н.Харузина на Север – в Олонецкую губернию и Кольский  уезд Архангельской губ. Это была первая  самостоятельная экспедиция  Николая Харузина, принесшая важные для русской этнографической науки результаты. За успех экспедиции он был награжден серебряной    медалью Общества.

Маршрут первой экспедиции на Север летом 1887 г. был долгим и утомительным: начавшись в Петрозаводске, он шел через Кивач, долину р. Шуи, Укшезеро, по восточному берегу Онежского оз., по р. Водле к г. Пудож. Затем их путь продолжался по озерам: Купецкое, Водлозеро, Кенозеро, к Белому морю…Далее по р. Выг они вышли к Выгозеру, Белому морю, затем на пароходе приплыли в Соловецкий монастырь, оттуда через Кемский залив…в Кандалакшский залив. Здесь Харузины задержались, чтобы досконально изучить природу, быт, обычаи, нравы населения этого интересного региона…Они побывали во многих лопарских погостах и закончили экспедицию в городе Кола.  Основным итогом экспедиции стала книга «Русские лопари» о саамах, которую Н.Харузин писал около трех лет. За эту книгу он получил золотую медаль ИОЛЕАЭ.

Среди статей, опубликованных после экспедиции, есть и такая: «Из материалов, собранных среди крестьян  Пудожского у. Олонецкой губ.». В этой экспедиции участвовала и Вера Харузина.

В 1886-96 гг. Н.Харузин  совершает экспедиции  в Крым и на Северный Кавказ, в Черниговскую. Вятскую. Пермскую, Астраханскую Эстляндскую губернии, в Западную Сибирь, на Алтай…К 1889 г. Николай окончательно решил связать свою судьбу с этнографией.

В дальнейшем Н.Харузин стал одним  из основателей научного журнала «Этнографическое обозрение» (вместе с профессором В.Ф.Миллером), а впоследствии и автором учебника «Этнография» для университетского курса, изданного уже после его смерти. Его интересовала не только этнография,  но и археология,  право,  история,  архивное и музейное дело. Почти все его труды,  а их немало в разных жанрах  (монография,  статьи, очерки, обзоры) посвящены исследованию быта, нравов и традиций народов российского Севера, Сибири,  Закавказья. 

Он вел активную преподавательскую деятельность в Московском университете и в Лазаревском институте восточных языков, читая лекции по этнографии и археологии, истории  первобытного общества.

Смерть оборвала его активную научную и общественную жизнь, но в истории Николай Николаевич Харузин навсегда остается безоговорочным организатором этнографической науки в России.

Вера Николаевна Харузина была всего на год младше Николая. В ней рано пробудился дух "естественника",  страсть к составлению гербариев,  коллекционированию монет, окаменелостей, и, главное, внимание к народным обычаям и поверьям.  Несовершенство системы женского образования  (в университет девушек не принимали,  а Московские Высшие женские курсы в 1886 г. были закрыты и вновь открылись лишь в 1900  г.),  не позволило В.Н.Харузиной после окончания гимназии продолжить учебу. "Университетом" для Веры стали ее братья, обладавшие большими познаниями в этнографии,  антропологии,  истории и археологии.

Вера гордилась своим братом Николаем, его энергией и глубочайшими знаниями.  Вместе с Николаем она приняла участие в поездках в Олонецкую, Архангельскую и Вятскую губернии, Лапландию, Новороссию и Сибирь. Результатом экспедиции на Русский Север явились ее книга путевых очерков «На Севере»(1890). Книга состоит из семи глав, по пунктам основных остановок. Гл. IV называется «Кенозеро».

В Пудоже и на Купецком озере Вере удалось записать народные поверья о домовых и лесных духах — покровителях людей и урожая (лесному царю крестьяне приносили жертвоприношения). Местная ворожея пересказала Вере много заговоров, гаданий. Певец былин Никифор Прохоров поразил автора тем, что пел страстно, сливаясь с образами богатыря Ильи Муромца и побежденного им Соловья-разбойника… Путевые впечатления от посещения городков, местечек, погостов, станций в Олонецкой и Архангельской губерниях, Лапландии, передвижение по рекам, озерам и морю невольно заставляли автора перемежать всякий раз природные, географические данные историческими и этнографическими зарисовками…В главах «Водлозеро» и «Кенозеро» Вера Николаевна останавливалась на знахарстве и обычае умыкания невесты, когда ее родители были против жениха.

В одной из рецензий книга В.Харузиной причислена к сочинениям, проникнутым «духом народолюбия и народничества». Она «оставляет в читателе привлекательное впечатление задушевностью своего тона и интересом рассказа». Рецензент отмечал, что автор книги сумел «собрать интересные этнографические данные», поверья, заговоры, описания деревенских праздников, утварь староверческих жилищ и т.д.  В книге отражено, что уходящую старину стирает постепенное, но неуклонное внедрение городской «трактирной цивилизации», а также экономическое влияние русского торгового и промышленного сословия и русской современной одежды. Рецензия  заканчивается  признанием, что книга В.Н.Харузиной является «полезным вкладом в литературу путешествий, тем более что интерес самого предмета поддерживается занимательностью рассказа, непосредственных путевых впечатлений».

Спектр этнографических интересов Харузиной был чрезвычайно велик.  С 1907  г.  она начинает читать лекции по этнографии в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, а в советское время до 1925  г. –  в Московском университете.  На ВЖК Вера вела обязательный семинар по этнографии и географии и читала лекции по дополнительным предметам –  сравнительной этнографии и первобытной культуре.  В Московском археологическом институте  (и его отделении в г. Смоленск),  а также на факультете общественных наук Московского университета она читала лекции  "Верования и словесность малокультурных народов",  вела семинар  "Методы изучения обрядов".  В течение многих лет преподавания Вера методично готовила свои лекции к будущему изданию,  они составили книгу  "Этнография" (М., 1909-1914,  Вып. I - II)  и изданное посмертно "Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара" (М., 1941). 
В своих учебниках по этнографии научное освещение отдельных явлений материальной и духовной культуры народов мира В.Н.Харузина подчиняла практической цели –  дать слушателям подробное руководство к собиранию этнографических данных, направить на углубленное их изучение. Безусловная заслуга Харузиной заключается в том, что вдохновленная примером своих братьев Михаила и Николая, она уделила серьезное внимание изучению быта и нравов малых народностей русского Севера и Сибири, выпустив в свет несколько ярких этнографических очерков ("Лопари", "Вотяки", "Юкагиры", "Тунгусы"), чем шла в ногу с передовой тенденцией в русской этнографии конца ХIХ – начала ХХ в. 

Фольклор и мифология также занимали немалое место в ее творческой и научной деятельности. Она составила и опубликовала сборники сказок разных народов: "Сказки русских инородцев" (1898), "Африканские сказки" (М.,1919). В рукописи остались труды Харузиной  "Мифы из Южной Америки", "Чудовищное в фантастике и культовых представлениях". Интересовали Веру и  "примитивные формы драматического искусства",  народная словесность, игры и игрушки,  постановка музейного дела,  преподавание этнографии в средней школе.

В течение двадцати одного года  (с 1904  по 1925  г.),  постепенно, преодолевая невзгоды и болезни…Вера Николаевна пишет мемуары "Прошлое. Воспоминания детских и отроческих лет", в которых демонстрирует не только профессиональную наблюдательность и незаурядную память,  но и литературный талант, позволивший ей создать выразительную картину быта и нравов московского купечества второй половины ХIХ в. 

Умерла Вера Николаевна 14 мая 1931  г., похоронена в Москве на кладбище Донского монастыря. 
 
Вера Николаевна Харузина не получила того высшего образования, к которому мы привыкли, но тем не менее она стала  известным ученым и в 20-х годах ХХ столетия удостоилась высокого звания профессора этнографии (ее братья такого звания не получили). Она заняла почетное место в истории российской этнографии и в культурном наследии нашей страны.

Примечания:
1. Текст статьи основан на печатных материалах М.М.Керимовой:
-
книга "Жизнь, отданная науке. Семья этнографов Харузиных", М. 2011
-
статья "Этнограф Вера Николаевна Харузина".
2. Фотографии В.Н. и Н.Н.Харузиных взяты из книги М.М.Керимовой.